Осипов Алексей Ильич

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску
Незавершенная статья

Осипов Алексей Ильич (род. 31.03.1938, Белев, Тульская область, СССР) — крупнейший ересиарх на канонической территории Русской Православной Церкви.

Заблуждения[править]

Ересь о конечности мучений в геенне[править]

А. И. Осипов: "Смертию смерть поправ что значит? Какую смерть уничтожил? Какую? Телесную что ли? Это что значит? Воскреснут люди для чего? Для вечных мучений воскреснут телом? Да? Об этом что ли речь идёт? Вы знаете, когда тяжёлые муки, человек говорит: "Убейте меня, прекратите только мои мучения". Не для этого же будет воскресение из мёртвых тех, кого мы называем грешниками. Это исключено, потому что Бог есть Любовь. Не для этого Он дал бытие, зная изначала, кто как определит свою свободу".[1]

Ср.:

"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную". (Мф.25:41,46)

Свт. Фотий Константинопольский. Святой и Вселенский Пятый Собор... также осудил и анафематствовал Оригена, Дидима, и Евагрия... Они... проповедовали конец бесконечной муки, что есть призвание ко всякому греху и к погибели.

Свт. Марк Ефесский. Наконец, учение это о восстановлении и конце вечного мучения, прияв начало от Оригена, как было сказано, и возобладавшее некоторыми церковными мужами, между которыми также Дидим и Евагрий, – как ссылающееся на человеколюбие Божие и легко приемлемое среди беспечных, как говорит богоносный Иоанн, строитель «Небесной Лествицы», – однако, было запрещено и предано анафеме святым Пятым Вселенским Собором, как производящее расслабление душам и делающее беспечных еще более беззаботньми, поскольку они ожидают, что когда-то будет освобождение от мучений и обещанное восстановление. (Слово первое об очистительном огне, XI)

Константинопольский собор 1084 г. Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения.., будто мучению грешников в будущей жизни будет конец... анафема.

Отрицание святоотеческого учения об Искуплении[править]

А. И. Осипов: "Религиозное понятие «жертва» имеет два различных смысла. Один из них присущ юридическому, иудео-языческому сознанию, где жертва является зна́ком умилостивления Бога (богов) за грехи или средством благодарения Его и просьбы о помощи. Это понимание жертвы исходит из элементарного антропоморфического представления о Боге, Которого, как земного царя, можно и раздражить, и умилостивить, и Который поэтому требует Себе жертв от человека. Второе значение жертвы открывается в святоотеческом понимании Жертвы Христовой, как акта бесконечной любви Самого Бога к человеку.

Этот второй смысл Жертвы становится особенно очевидным при сопоставлении двух основных точек зрения на последствия грехопадения первых людей: католической и православной. Первая следует из иудео-языческого понимания греха и гласит, что грехом прародители нанесли «оскорбление Богу и Его Промыслу» и поэтому «все люди – соучастники греха, совершённого Адамом». Эта их виновность столь велика, что для восстановления справедливости потребовалась Жертва Сына Божия. В Католическом Катехизисе читаем: «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи». «Своими святыми Страстями на древе крестном Он заслужил нам оправдание».

Таким образом, в католицизме и протестантизме подвиг Спасителя оценивается как юридический акт выкупа, оправдания, сущность которого заключается в снятии вины с рода человеческого и избавление его от наказания за преступление (грех) первых людей.

О таком глубоко искажающем отношение Бога к человеку понимании В. Н. Лосский писал..."[2]

Ересь о том, что Христос мог бы согрешить[править]

А. И. Осипов: "Вот какова Его человеческая природа. Смертная? Да. Тленная? Конечно. И Младенец, и Отрок, и совершенный Муж. Смертный? Да, действительно и страдал, и умер, не согрешил. Вот тогда тут понятно величие этой человечности, этого Человека как, скажем, Христа, вот тут величие. Мог бы Он так как первый Адам: раз, и согрешил? Если возможно было бы такое, почему же если это, истинный человек, да. Не согрешил, находясь в условиях, которые по сравнению с первозданным Адамом ну просто бездна греха, которая окружала Его".[3]

Ср.:

Пятый Вселенский Собор. Если кто защищает нечестивого Феодора Мопсуестийского, говорившего, что иной есть Бог Слово, и иной Христос, Который был обуреваем страстями душевными и вожделениями плотскими, и отдалялся от более дурного мало по малу, и так, преуспевая в делах, улучшился, и образом жизни стал непорочен... итак, если кто защищает вышесказанного нечестивого Феодора и нечестивые его сочинения, в которых он излил как вышесказанные, так и другие неисчислимые богохульства против великого Бога и спасителя Иисуса Христа, а не анафематствует его, и нечестивые его сочинения, и всех, которые поддерживают или защищают его и говорят, что он изложил православно, и которые писали в защиту его и мудрствовали одинаково с ним, или пишут в защиту его или нечестивых его сочинений, и тех, которые мудрствуют или когда-нибудь мудрствовали подобно ему и до смерти остались или остаются в таком нечестии: тот да будет анафема. (Двенадцатый анафематизм)

Лжеучение по вопросу крещения младенцев[править]

Ответ А. И. Осипова на вопрос: "Почему вы считаете, что это ошибка - быть крёстным?": "Христос сказал: "Кто веру имеет и крестится", а он ещё ничего не имеет, веры никакой, а его крестят".[4]

Ср.:

124 (110) правило Карфагенского собора. Угодно было: всякому, кто отрицает нужду в крещении малых и недавно родившихся из чрева матери младенцев... да будет анафема.

Ересь о наличии некрещёных надежды на спасение[править]

А. И. Осипов: "Одним словом, в этих словах Христовых заключена та мысль, что для всех, в том числе и для не принявших в земной жизни таинства Крещения, но не похуливших Духа Святого сохраняется возможность спасения, т. е. возможность стать членами Тела Христова – Церкви".[5]

В Евангелии и трудах святых отцов изложено учение о том, что некрещёные не могут спастись.

Еретическое учение по вопросу о Таинстве Евхаристии[править]

А. И. Осипов: "Хлеб и вино не утрачивают своей сущности (φύσις), сакраментально становясь Телом и Кровью Христа".[6]

Ср.:

Прп. Ефрем Сирин. "Не якоже хлеб видиши, или вино, и таком ниши осуша; ни братие мои, не помышляй тако. Молитвою бо иереевою и сошествием Святого Духа творится убо хлеб сей Плотию и вино – Кровию". (Наказание о Святых и Пречистых и Животворящих Тайнах)

Свт. Кирилл Иерусалимский. Хлеб и вино делаются Телом и Кровью Христа путем преложения (μεταβολη̃). Как в Канне галилейской Господь некогда претворил (μεταβέβληκεν) воду в вино, сходное с кровию.[7]

Прп. Иоанн Дамаскин. Тело есть поистине соединённое с Божеством, именно то, которое было воспринято от Пресвятой Девы. Но не сходит с небес вознёсшееся Тело, а хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если хочешь понять, как это происходит, то достаточно знать, что схождением Святого Духа. Таким же путём и от Богородицы Себе Самому и в Себе Самом составил Святым Духом Господь плоть. (ТИПВ, кн. 4, гл. 13)

А. И. Осипов о преложении: «не означает “пресуществления” сущности хлеба и вина в сущность обоженного человечества Христова…»[8]

Отрицающие Пресуществление при совершении Таинства Евхаристии подлежат анафематствованию.

Сноски[править]

  1. https://www.youtube.com/watch?v=3K8e6WfFJuY&t=104s, 1:44.
  2. Осипов А. И. Зачем страдал Христос? (Сущность Жертвы Христовой). URL: https://old.alexey-osipov.ru/faq/bog-khristianskiy/zachem-stradal-khristos-sushchnost-zhertvy-khristovoy/?ysclid=lthhuukyvo429874109.
  3. https://www.youtube.com/watch?v=hx5XCb2NcX4, 23:47.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=fQH477tRgyc&t=48s, 3:37.
  5. Осипов А. И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 6-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 117.
  6. Из подписанного А. И. Осиповым "Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цит. по Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9.11.2006). С. 3. URL: http://theolcom.ru/doc/071225/zbr.pdf.
  7. Цит. по Малиновский Николай, прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910. Т. IV. С. 168.
  8. Из подписанного А. И. Осиповым "Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цит. по Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9.11.2006). С. 4. URL: http://theolcom.ru/doc/071225/zbr.pdf.