1128
правок
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 28: | Строка 28: | ||
'''Свт. Епифаний Кипрский.''' тело Его не уклонилось хотя и отчасти ко греху, ум не осквернялся обращением к худшему; напротив того, Он воспринял на себя все человеческое, но все сохранил совершенным, так как Божество истинным потребностям, телесным и душевным, и от ума человеческого получающим удостоверение, дало место в истинном вочеловечении: разумеются голод и жажда, плач и скорбь, слезы и сон, утомление и упокоение. Это – не вид греха, но признак самого истинного человечества, причем истинно соприсущее человечеству Божество не терпит того, что свойственно человечеству, а напротив, <u>Божество соизволяет на то, что благословно и состоит вне греха и обращения к худшему</u>. (Панарион) | '''Свт. Епифаний Кипрский.''' тело Его не уклонилось хотя и отчасти ко греху, ум не осквернялся обращением к худшему; напротив того, Он воспринял на себя все человеческое, но все сохранил совершенным, так как Божество истинным потребностям, телесным и душевным, и от ума человеческого получающим удостоверение, дало место в истинном вочеловечении: разумеются голод и жажда, плач и скорбь, слезы и сон, утомление и упокоение. Это – не вид греха, но признак самого истинного человечества, причем истинно соприсущее человечеству Божество не терпит того, что свойственно человечеству, а напротив, <u>Божество соизволяет на то, что благословно и состоит вне греха и обращения к худшему</u>. (Панарион) | ||
'''Свт. Кирилл Александрийский.''' Мы по природе алчем и жаждем и спим, – не по желанию, но являясь рабами естественной необходимости. Он же - не по необходимости, но добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил пять тысяч, и семью опять – четыре тысячи. Он Сам сказал: никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу, полагаю ю. Никакой человек не может сделать этого, кроме одного только Христа (Разговор с Несторием о том, что Святая Дева Богородица, а не Христородица) | |||
по домостроительству спасения Он иногда позволял Своему собственному телу переносить свойственное телу, так и душе Своей попускал претерпеть ей свойственное. Хотя по естеству Он – Бог и превыше всей твари, однако во всем соблюл Он меру кенозиса (De rect. fid. ad regin II, 55, PG . T. 76. Col. 1413 BC) | |||
но так как, если бы Он не восхотел того, что было нежелательно (само по себе), то он совсем и не страдал бы; впрочем Он по необходимости показывает, что Он не хочет того, что служит бесчестием для переносящего, как я сказал это выше; а в то же время (Он показывает, что) Он и хочет этого, так как это полезно всем. (О святой религии христианской против безбожного Юлиана, 3:12 // Цит. по: Деяния VI Вселенского собора. Деяние 10) | |||
'''Преп. Максим Исповедник.''' Слова же "Всю землю [измерил] горстию" (Ис. 40, 12) означают, что собственную Свою плоть ([ведь] она была земной) Господь сжал со всех сторон так, что не действовали даже естественные, то есть безукоризненные страсти, [если] Он не отпускал (Вопросы и недоумения) | |||
Он, без сомнения, свободно совершал [относящееся к] естественным страстям как дело произволения, а не как мы – в результате естественной необходимости; в противоположность нашему, Он свободно прошел от начала до конца всю нашу естественную страстность, показав в Себе подвластным воле то, что обыкновенно в нас бывает порабощающим волю (Амбигвы к Фоме, 5) | |||
Ибо природные свойства в Господе не предшествуют желанию, как в нас, но, как действительно испытывая голод и жажду, Он испытывал их не тем же образом, что и мы, а превосходящим нас (ибо добровольно) (Диспут с Пирром) | |||
[Свт. Григорий Нисский] сказавший: Ибо, пробыв сорок дней недоступным, позже взалкал: ведь Он, когда захотел, дал природе действовать по-своему (Диспут с Пирром) | |||
'''Свт. Софроний Иерусалимский.''' Он облекся в страстное и смертное и тленное и неизбежно подлежащее нашим естественным страстям тело, и в этом теле, согласно с собственною его природой, благоволил страдать и действовать даже до воскресения из мертвых. В нем-то Он разрешил и страстное наше, и смертное, и тленное, и даровал нам свободу от них. Таким образом Он добровольно и вместе естественным образом обнаруживал уничиженное и человеческое, пребывая при этом Богом, потому что Он Сам был виновником для себя человеческих страданий и действий, и не только виновником, но и посредником, хотя он естественным образом воплотился в страстное естество. (Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. С. 152) | |||
Он переносил боли, потому что он дал, как и хотел, человеческому естеству время делать и терпеть то, что ему свойственно, чтобы преславное Его воплощение не было сочтено каким-нибудь вымыслом и пустым призраком. Потому что не по принуждению и не по необходимости Он принимал это, хотя и терпел это естественным образом и по-человечески, и делал и совершал по человеческим побуждениям... Таким образом Он добровольно и вместе естественным образом обнаруживал уничиженное и человеческое (Соборное послание) | |||
'''Преп. Анастасий Синаит.''' Точно так же, когда видишь Его от пути сидящего, утрудившегося и отдыхающего, не бойся сказать, что Он добровольно отдыхал сидя, согласно желанию уставшего тела отдыхать. И когда видишь Его на возглавии спящим не отказывайся говорить, что Он добровольно спал, согласно энергии тела. […] Он, добровольно алчущий как человек, есть хлеб, с небес сшедший […] Он все совершал добровольно, а не по некой необходимости […] В самом деле, добровольно схождение с небес, добровольны Воплощение, беременность [Девы Марии], добровольны время, рождение, рост [тела], кормление грудью, голод, жажда, усталость, сон, вольные страсти, Крест, смерть, Воскресение […] мы по необходимости подчиняемся природным потребностям тела, а Христос, будучи Богом, Господом и Творцом природы, управлял всем, что свойственно [человеческой] природе, когда хотел и как хотел. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы. [...] // Богословский вестник, № 24-25, 2017. С. 580, 584, 588-589.</ref>) | |||
==== Сноски ==== | |||