1128
правок
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 51: | Строка 51: | ||
'''Преп. Анастасий Синаит.''' Точно так же, когда видишь Его от пути сидящего, утрудившегося и отдыхающего, не бойся сказать, что Он добровольно отдыхал сидя, согласно желанию уставшего тела отдыхать. И когда видишь Его на возглавии спящим не отказывайся говорить, что Он добровольно спал, согласно энергии тела. […] Он, добровольно алчущий как человек, есть хлеб, с небес сшедший […] Он все совершал добровольно, а не по некой необходимости […] В самом деле, добровольно схождение с небес, добровольны Воплощение, беременность [Девы Марии], добровольны время, рождение, рост [тела], кормление грудью, голод, жажда, усталость, сон, вольные страсти, Крест, смерть, Воскресение […] мы по необходимости подчиняемся природным потребностям тела, а Христос, будучи Богом, Господом и Творцом природы, управлял всем, что свойственно [человеческой] природе, когда хотел и как хотел. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы. [...] // Богословский вестник | '''Преп. Анастасий Синаит.''' Точно так же, когда видишь Его от пути сидящего, утрудившегося и отдыхающего, не бойся сказать, что Он <u>добровольно отдыхал</u> сидя, согласно желанию уставшего тела отдыхать. И когда видишь Его на возглавии спящим не отказывайся говорить, что Он <u>добровольно спал</u>, согласно энергии тела. […] Он, добровольно алчущий как человек, есть хлеб, с небес сшедший […] Он все совершал добровольно, а не по некой необходимости […] В самом деле, добровольно схождение с небес, добровольны Воплощение, беременность [Девы Марии], добровольны время, рождение, рост [тела], кормление грудью, голод, жажда, усталость, сон, вольные страсти, Крест, смерть, Воскресение […] <u>мы по необходимости подчиняемся природным потребностям тела, а Христос, будучи Богом, Господом и Творцом природы, управлял всем, что свойственно [человеческой] природе, когда хотел и как хотел</u>. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы. [...] // Богословский вестник. № 24-25. 2017. С. 580, 584, 588-589.</ref>) | ||
Поэтому Отец [свт. Григорий Нисский], используя это свое правило, при толковании [слов] «Блаженны алчущие» в творении «О блаженствах» говорит о Христе Сыне Божием, что «сорок дней пребыв без пищи, Он “напоследок взалкал”: ибо, когда хотел, давал естеству время делать свойственное ему» [Gregorius Nyssenus. Orationes de beatitudinibus 4 // PG 44, 1237:6-7]. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 3-4 главы. [...] // Богословский вестник. № 26-27. 2017. С. 497.</ref>) | |||
'''Преп. Иоанн Дамаскин.''' И так как один Христос и один и тот же Желающий сообразно с каждым из двух естеств, то мы скажем, что предмет желания в Нем – один и тот же, не потому, что Он желал одного только того, чего желал по естеству как Бог, ибо не свойственно Божеству желание есть, пить и подобное, но потому что Он желал и того, что составляет человеческую природу, не вследствие противоположности мнения, но вследствие свойства естеств; ибо <u>тогда Он естественно желал этого, когда желала и божественная Его воля, и позволяла плоти страдать и делать то, что ей было свойственно</u>. (ТИПВ, 58) | |||
Ибо не по собственному побуждению оно проявляло стремление к естественным чувствам и не по собственному побуждению предпринимало самое удаление и уклонение от печального или терпело то, что извне приключалось, но двигалось согласно с условиями своей природы, когда Слово желало и, в целях домостроительства, позволяло ему страдать и совершать то, что было свойственно, для того чтобы через посредство дел естества была удостоверена истина. (ТИПВ, 59. О действованиях, которые имеют место в Господе нашем Иисусе Христе) | |||
Ибо сказавший: так как и тот, и другой вид действует с соучастием другого, что иное сделал, сравнительно с тем, кто сказал: и постився дний четыредесять... последи взалка (Мф. 4, 2), потому что [Спаситель], когда хотел, позволял природе совершать свойственное ей (ТИПВ, 59) | |||
Итак, божественная природа приобщается к плоти, действующей вследствие того, что, по благоволению божественной воли, ей позволяется страдать и совершать свойственное ей, – и вследствие того, что действие плоти несомненно было спасительно, что есть признак не человеческого действия, но божественного. (ТИПВ, 3:19 (63)) | |||
От того же, что гибельно для жизни, Он отвращался, как, например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершалось и по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно – по Своему хотению. Поэтому самая боязнь, страх и борение – относятся к страстям естественным, безупречным и не подлежащим греху (ТИПВ, 3:23) | |||
Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно, а превыше естества, потому что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все как добровольное. Ибо желая Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер. (ТИПВ, 64) | |||
'''Свт. Феодор Абу-Курра.''' Дабы подкрепить сказанное, я вам [642] приведу пример того из присущего человеку, что случилось с Ним. Пусть это будет голод. Ибо когда вечный Сын захотел голодать, Он позволил силе воздуха воздействовать на Его плоть, так что то, что было на ее [плоти] поверхности, в порах на коже, подверглось воздействию воздуха. Затем часть плоти, граничащая с воздухом, втянула в себя питание из частей, к которым она, впитавшая воздух, примыкает. Они же вбирают в себя питание из пустых полостей, снабжаемых очередным [свежим] перевариванием соответствующей пищи и питающихся от вен, проросших в них из печени. Вены же [питаются] от печени. Печень же — от двух вен, выросших из желудка, а эти вены — от желудка, а пустой желудок требует снабжения пищей извне. Таким вот образом, братья, и случилось вечному Сыну голодать. Он голодал по Собственному свободному желанию, а не по естественной необходимости, и очевидное доказательство этому то, что [643] оставаясь в течение сорока дней ничего не вкушавшим, Он после [этого] взалкал. Ведь если бы воздух властвовал над Его плотью, так же как над каждой нашей, не прошло бы и одного дня или двух, или трех, как Он взалкал бы, как мы наблюдаем это у самих себя [644]. Однако когда Он возжелал, то предоставил природе действовать и проявлять то, что ей надлежит; точно так же Он добровольно принял смерть [645]. Слушайте, как Истина сказала сама за себя: «Имею власть отдать мою душу, и власть имею опять принять ее. И никто не заберет ее у Меня» (Ин. 10,18). (Послание к армянам) | |||
'''Свт. Феофилакт Болгарский.''' Постится столько времени, сколько Моисей и Илия, а если бы дольше, то воплощение Его показалось бы призрачным. – Напоследок взалкал. – <u>Когда уступил природе, тогда и взалкал</u>, чтобы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу. (Толкование на Мф. 4) | |||
"Зная", говорит, "Иисус, что уже все совершилось", то есть, что не остается ничего неисполненного в плане домостроительства Божия. Так свободна была смерть Его. Ибо кончина для тела Его наступила не прежде, как Сам Он восхотел, и Он восхотел после того, как все исполнил. Посему-то и говорил: "власть имею положить душу Мою" (Ин. 10, 18)." (Толкование на Ин. 19) | |||
'''Архиеп. Макарий Синаит.''' Он не был рабом естественных потребностей, ведь Он перенес добровольно и рождение, и голод, и жажду, и усталость, и скорбь, и все человеческие страдания, и прободение копьем, и пригвождение, и саму смерть. (О посте на сырной седмице<ref>Александр Трейгер. Макарий Синаит. «О посте на сырной седмице». Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 114.</ref>) | |||
'''Свт. Григорий Палама.''' ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал. (Омилия 16) | |||
'''Свт. Игнатий (Брянчанинов).''' Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении. Нет! Оно как тело всесовершенного Бога всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их (Изложение учения ПЦ о Божией Матери) | |||
==== Сноски ==== | ==== Сноски ==== | ||