1128
правок
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 98: | Строка 98: | ||
==== Об учении свт. Августина ==== | ==== Дополнительные комментарии ==== | ||
===== Об учении свт. Августина ===== | |||
О том, что свт. Августин мог не писать о филиокве говорил '''свт. Геннадий Схоларий:''' "Быть может, кому-то все сказанное выше покажется натянутым. Но если нужно выбирать одно из трех: либо согласиться, что Августин неверно понимал выражения Священного Писания и именно у него зародилось это новоявленное учение, которое не было принято никем из прочих учителей, и тогда считать его сочинителем новшеств и обновленцем (νεωτεριστήν); либо предпочесть его одного всему хору учителей и их общему учению; либо согласовать его с остальными, пусть даже и натянуто, — мы выбираем третье, следуя примеру Максима, который так же поступил в отношении слов [Григория] Нисского об апокатастасисе; более того, мы и в том толковании, которое даем словам Августина, имеем того же Максима своим руководителем. И пусть даже мы относимся к Августину лучше, чем того требует справедливость, мы скорее предпочитаем поступить так, чем напротив, обвинить его в чем-то подобном" (De processione Spititus Sancti, 1.6) | О том, что свт. Августин мог не писать о филиокве говорил '''свт. Геннадий Схоларий:''' "Быть может, кому-то все сказанное выше покажется натянутым. Но если нужно выбирать одно из трех: либо согласиться, что Августин неверно понимал выражения Священного Писания и именно у него зародилось это новоявленное учение, которое не было принято никем из прочих учителей, и тогда считать его сочинителем новшеств и обновленцем (νεωτεριστήν); либо предпочесть его одного всему хору учителей и их общему учению; либо согласовать его с остальными, пусть даже и натянуто, — мы выбираем третье, следуя примеру Максима, который так же поступил в отношении слов [Григория] Нисского об апокатастасисе; более того, мы и в том толковании, которое даем словам Августина, имеем того же Максима своим руководителем. И пусть даже мы относимся к Августину лучше, чем того требует справедливость, мы скорее предпочитаем поступить так, чем напротив, обвинить его в чем-то подобном" (De processione Spititus Sancti, 1.6) | ||
| Строка 110: | Строка 112: | ||
В случае, если преподаватель просто заявил о филиокве у свт. Августина без проработки позиций свт. Геннадия и преп. Никодима, то это свидетельствует о недостаточном изучении преподавателем этого вопроса. | В случае, если преподаватель просто заявил о филиокве у свт. Августина без проработки позиций свт. Геннадия и преп. Никодима, то это свидетельствует о недостаточном изучении преподавателем этого вопроса. | ||
===== Об ошибках у святых ===== | |||
Сказанное не означает, что никакие отдельные святые не могли никак ошибаться. Например, об этом см. у '''свт. Фотия Константинопольского:''' | |||
"Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих Отцов частью неточно выражаться (τὰ μὲν παραφθέγξασθαι), чаcтью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они..... Если же иные и говорили не точно (καταφθέγξαντο), или по неизвестной для нас причине уклонились даже от пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины: мы оставляем их в числе Отцов точно также, как бы и не говорили они того, оставляем частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях, но не следуем тем словам их, где погрешили они"<ref>Цит. по: [Свт.] Филарет Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I. § 5. а) Отношение Отцов к св. Писанию, прим. 12.</ref> (Письмо к аквилейскому архиепископу) | |||