Куприянчук Виктор Николаевич: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 57: Строка 57:




Хотя и были некоторые святые, которые говорили, что свт. Григорий Нисский писал об еретическом апокатастасисе, но следование за учением приведенных выше святых не является "корнями" каких-то предосудительных "убеждений" (не вполне ясно — каких), как это кажется Куприянчуку.
Хотя и были святые, которые говорили, что свт. Григорий Нисский писал об еретическом апокатастасисе, но следование за учением приведенных выше святых не является "корнями" каких-то предосудительных "убеждений" (не вполне ясно — каких), как это кажется Куприянчуку.




Строка 64: Строка 64:
'''Преп. Феофан Исповедник:''' "В сем году, как говорят некоторые, Константин великий крещен был с сыном своим, Криспом, в Риме папой Сильвестром. И ныне жители старого Рима берегут крестильню его, во свидетельство, крещения его в Риме Сильвестром, по истреблении тиранов. Другие говорят, что его крестил на Востоке, в Никомидии, при смерти, арианин Евсевий Никомидийский, где пришлось ему и почить. Уверяют, что он откладывал крещение по той причине, что надеялся совершить его в реке Иордане. Но, по моему мнению, вероятнее всего, что он крещен в Риме Сильвестром, и что повеления к Мильтиаду, обращающиеся под его именем, выдуманы арианами. Этим они хотели получить себе славу, а благочестивого царя опорочить, утверждая, будто он не крещен; но это нелепо и ложно. Если он не крещенный присутствовал при Никейском Соборе, то следует, что также не приобщался Божественных Таин и не имел общения со Святыми Отцами; а это и говорить и думать совершенно бессмысленно" (Хронография)
'''Преп. Феофан Исповедник:''' "В сем году, как говорят некоторые, Константин великий крещен был с сыном своим, Криспом, в Риме папой Сильвестром. И ныне жители старого Рима берегут крестильню его, во свидетельство, крещения его в Риме Сильвестром, по истреблении тиранов. Другие говорят, что его крестил на Востоке, в Никомидии, при смерти, арианин Евсевий Никомидийский, где пришлось ему и почить. Уверяют, что он откладывал крещение по той причине, что надеялся совершить его в реке Иордане. Но, по моему мнению, вероятнее всего, что он крещен в Риме Сильвестром, и что повеления к Мильтиаду, обращающиеся под его именем, выдуманы арианами. Этим они хотели получить себе славу, а благочестивого царя опорочить, утверждая, будто он не крещен; но это нелепо и ложно. Если он не крещенный присутствовал при Никейском Соборе, то следует, что также не приобщался Божественных Таин и не имел общения со Святыми Отцами; а это и говорить и думать совершенно бессмысленно" (Хронография)


На 2-м деянии '''VII Вселенского Собора''' было зачитано послание папы римского Адриана, где говорилось о крещении св. Константина свт. Сильвестром:
"Леонтий, почтеннейший секретарь императорский, сказал: «всесвященный и созванный Богом собор помнит, что в предыдущее собрание была прочитана высочайшая грамота богохранимых великих императоров наших, в которой упоминалось о соборном послании, присланном святейшим и блаженнейшим папою древнего Рима [...]».
Святой собор сказал: «пусть будет прочитано послание Адриана, святейшего и блаженнейшего папы древнего Рима».
И Никифор, славнейший императорский секретарь, прочитал.
«Перевод латинского послания Адриана святейшего папы древнего Рима».
«Епископ Адриан, раб рабов Божиих.
«Благочестивейшим государям и светлейшим императорам и победоносцам, возлюбленнейшим в Боге и Господе нашем Иисусе Христе чадам, августейшим Константину и Ирине».
Бог, рекий из тьмы свету воссияти (2Кор 4, 6), иже избави нас от власти темныя (Кол. 1, 13) чрез воплощение Сына Своего, истинного света, в Котором благоизволи всему исполнению божества вселитися и тем возобновить все в Нем кровию креста Его аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 19, 20) – по великому богатству благости Своей, воззрев на лице Церкви Своей, благоизволил призвать ныне ваше предусмотренное и предопределенное светлейшее императорское милосердие на защиту веры [...]
С той поры, как Церковь Христа Бога нашего стала наслаждаться миром и покоем, и до настоящего времени Церкви были украшаемы святыми иконами, как об этом свидетельствует блаженный и святейший папа Сильвестр. Повествуя в своем предисловии о том времени, когда к вере христианской обратился благочестивый император Константин, он говорит следующее: по прошествии дня и по наступлении ночной тишины, во время сна являются императору святые апостолы Петр и Павел и говорят: так как ты положил конец своим злодеяниям и тебе стало противно проливать кровь неповинных; то Господь Христос Иисус послал нас дать тебе наставление относительно приобретения спасения. Итак послушай наших наставлений и сделай все, что мы тебе прикажем. Сильвестр, епископ города Рима, избегая твоих преследований, находится на горе Соракте и там, в каменных расселинах, ищет тайного убежища. Призови его к себе, и он сам укажет тебе водохранилище. Когда он погрузит тебя в нем трижды, тогда прокаженная сила покинет тебя. После этого ты с своей стороны воздай твоему Спасителю следующее возмездие: пусть по повелению твоему будут восстановлены Церкви во всем мире римском; сам же очисти себя, отринув суеверное служение идолам, и воздавай поклонение и почитание единому Богу, Который один есть истинный Бог; и ходи по Его воле. Итак, встав от сна, он тотчас созывает своих царедворцев, рассказывает о сне и посылает на гору Соракт, где святой Сильвестр, по причине гонения, скрывался со своими клириками, на поле одного христианина [...]
По окончании же своего рассказа, он [св. Константин] стал спрашивать: что́ это за боги Петр и Павел, посетившие его ради его исцеления и открывшие ему убежище Сильвестра. Сильвестр отвечал: они не боги, но избранные рабы и апостолы Христовы, посланные увещевать людей, чтобы они веруя наследовали спасение. И когда папа говорил таким образом императору, то первым вопросом императора было: нет ли какого-либо изображения этих апостолов, чтобы по живописи он мог узнать, что это те именно лица, которых он видел в откровении. Тогда святой Сильвестр послал диакона и велел ему принести икону апостолов. Взглянув на нее, <u>император начинает говорить громко, что это те именно, которых он видел, и что не следует откладывать того, что Духом Святым открыто относительно водохранилища, которое, как припомнил он, они предлагали ему для его исцеления</u>. Вот, изображения святых, как сказано выше, со времени самых первых святых начатков веры нашей были у всех христиан [...]»"
Никаких возражений у Отцов Собора этот аргумент об иконопочитании в связи с крещением св. Константина не вызвал.
Таким образом, отрицание крещения св. Константина от арианина в конце жизни не только не является предосудительным, но, напротив, неприемлемым следует признать распространение ложных сведений о житии святого св. Константина.


== Примечания ==
== Примечания ==

Навигация