Ересь старообрядцев о непогрешимости всех поместных соборов
Для защиты своего учения о правильности и действительности решений Стоглавого собора о перстосложении для крестного знамения и сугубой Аллилуйи мнимые старообрядцы иногда прибегают к ереси о непогрешимости всех поместных соборов, которые не были признаны разбойничьими.
Большой Московский собор. Подобне сему… и святии отцы, иже на соборех Вселенских и на Поместных бывшии, узаконоположенная от прежде бывших соборов прочии последи их обличаху и исправляху, не совершенне изложенная от них правила. И яже в чесом от прежде бывших неисправленная, последи же бывшими исправлена на среду в уверение в кратце. Зде да приложатся. Первое свидетельствует сему в Новой Кесарии собор святых отец, в нем же правило 15, по 7-ми диаконов имети завеща, аще и велий град есть. Святии же отцы Шестаго Вселенскаго собора зазреша о сем Неокесарийскому собору, яко не добре разумеша, еже в книгах, Деяниях апостольских, о 7 диакон лежащаго словесе не о служащих бо тогда Божественным Тайнам мужех бяше попечение апостолом, но о служащих в трапезах. Имже бе поручено строение общия потребы тогда собравшихся и имети коейждо церкви узакониша протву имению сходящемуся к ней.[1] Подобне сему Шестый же Вселенский собор, Карфагенскаго собора узаконоположение (еже тамо заповедует по вечерянии Святым Тайнам Христовым причащатися, по подобию Господни оноя Вечери) разреши и исправи[2], неядшим повеле святителем в той день безскверную Службу совершати, и людем такоже неяшим тоя причащатися. (Деяния Московскаго собора О разных церковных исправлениях в 1667 году. л. 91об. - 92.)
Сноски[править]
- ↑ 16 правило Шестого Вселенского собора. Поскольку книга Деяний передает, что апостолы поставили семь диаконов, и поскольку отцы Неокесарийского собора в изложенных ими правилах определенно сказали, что «по правилу должно быть семь диаконов, хотя бы город был очень большим, а убедишься ты в этом из книги Деяний», то мы, сопоставив с изречением апостолов мысль отцов, нашли, что у них речь шла не о мужах, служащих таинствам, но о служении нуждам столов... На основании этого и мы возвещаем, что вышеуказанных семерых диаконов не должно принимать за служителей таинств, по изложенному учению, но они суть те, кому было поручено распоряжение общими нуждами собиравшихся в то время, и в этом они стали для нас образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся. Прп. Никодим Святогорец. Это правило исправляет, а точнее, улучшает правило Неокесар. 15, которое определяет, чтобы даже в самом большом городе было только семь, и не больше, диаконов, как повествует книга Деяний. (Пидалион)
- ↑ 29 правило Шестого Вселенского собора. Правило отцов Карфагенского собора повелевает, чтобы таинство алтаря совершалось не иначе как теми, кто ничего не вкушал, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня вечеря. Вероятно, божественные отцы воспользовались такой икономией в то время по некоторым полезным для Церкви причинам местного характера. Поэтому, когда ничто не побуждает нас оставить акривию, мы, следуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, что не должно в Четыредесятницу, в четверг последней недели, разрешать пост и бесчестить всю Четыредесятницу.