В течение сорокадневного поста Христос не попускал Себе взалкать
Свт. Афанасий Великий. Пусть же никто не устремляется в неверие, если Господь, будучи Богом и вместе человеком, говорит: ныне душа моя возмутися. Это совершилось при соизволении Божества, при возбуждении плоти; ибо Божеству было можно остановить возмущение, но оно не хотело этого, чтобы не нарушить сходство с нами. Это можно несколько понять из окружающих нас предметов. Когда мед разведен водой, то мед не претворился в воду, а только вода взяла перевес над медом. Когда бывает в Господе какое-нибудь движение плоти, то в этом случае мы имеем нечто подобное преобладанию воды в смеси из меда и воды. Когда опять проявляется Божественное естество, производит чудеса, и показывает власть, то в этом мы имеем подобие того, как если бы мед взял перевес над водой. Божество может иногда предоставлять плоти перевес, а иногда сдерживать ее до уничтожения страдания и немощи плоти. Доказательством служит то, что Он целых сорок дней воздерживается от телесной пищи, и тело не чувствует голода. Последи, написано, взалка (Мф. 4:3). Здесь перевес плоти. Потом взалкал после столького времени; взяла перевес плоть для того, чтобы вынести искушение, посрамить искусителя, и чтобы человек, падший в начале посредством еды, возстал посредством воздержания от еды. (Из слова на евангельское изречение: "ныне душа моя возмутися" (Ин. 12:27). Прочитано на VI Вселенском соборе, деяние 14)
Свт. Иларий Пиктавийский. Так как Христос не только человек, но и Бог, то Он не нуждался в пище. И во время поста Он не испытывал голода (О Святой Троице, 10)
Не пищи человеческой взалкал Господь, но спасения (людей), потому что Он взалкал после сорока, а не в течение сорока дней, так как и Моисей и Илия не алкали в точно такое же время поста. Итак, когда Господь взалкал, то это не было следствием воздержания от пищи, но та сила, которая была нечувствительна к сорокадневному посту, предоставила человека его собственной природе. Ибо диавол должен был потерпеть поражение не от Бога, а от плоти, каковую он не осмелился бы искушать, если бы не познал в ней через немощь алкания природы, свойственной человеку (О Святой Троице, 3.2)
Свт. Григорий Нисский. Ибо, сорок дней пребыв без пищи, напоследок взалкал (Мф. 4, 2). Так, когда хотел, давал естеству время делать свое (Слово 4)
Преп. Анастасий Синаит. Поэтому Отец [свт. Григорий Нисский], используя это свое правило, при толковании [слов] «Блаженны алчущие» в творении «О блаженствах» говорит о Христе Сыне Божием, что «Сорок дней пребыв без пищи, Он “напоследок взалкал”: ибо, когда хотел, давал естеству время делать свойственное ему» [Gregorius Nyssenus. Orationes de beatitudinibus 4 // PG 44, 1237:6-7]. (Главы против монофелитов[1])
Преп. Иоанн Дамаскин. Ибо сказавший: так как и тот, и другой вид действует с соучастием другого, что иное сделал, сравнительно с тем, кто сказал: и постився дний четыредесять... последи взалка (Мф. 4, 2), потому что [Спаситель], когда хотел, позволял природе совершать свойственное ей (ТИПВ, 59)
Свт. Феодор Абу-Курра. Дабы подкрепить сказанное, я вам [642] приведу пример того из присущего человеку, что случилось с Ним. Пусть это будет голод. Ибо когда вечный Сын захотел голодать, Он позволил силе воздуха воздействовать на Его плоть, так что то, что было на ее [плоти] поверхности, в порах на коже, подверглось воздействию воздуха. Затем часть плоти, граничащая с воздухом, втянула в себя питание из частей, к которым она, впитавшая воздух, примыкает. Они же вбирают в себя питание из пустых полостей, снабжаемых очередным [свежим] перевариванием соответствующей пищи и питающихся от вен, проросших в них из печени. Вены же [питаются] от печени. Печень же — от двух вен, выросших из желудка, а эти вены — от желудка, а пустой желудок требует снабжения пищей извне. Таким вот образом, братья, и случилось вечному Сыну голодать. Он голодал по Собственному свободному желанию, а не по естественной необходимости, и очевидное доказательство этому то, что [643] оставаясь в течение сорока дней ничего не вкушавшим, Он после [этого] взалкал. Ведь если бы воздух властвовал над Его плотью, так же как над каждой нашей, не прошло бы и одного дня или двух, или трех, как Он взалкал бы, как мы наблюдаем это у самих себя [644]. Однако когда Он возжелал, то предоставил природе действовать и проявлять то, что ей надлежит; точно так же Он добровольно принял смерть [645]. Слушайте, как Истина сказала сама за себя: «Имею власть отдать мою душу, и власть имею опять принять ее. И никто не заберет ее у Меня» (Ин. 10,18). (Послание к армянам)
Свт. Феофилакт Болгарский. Постится столько времени, сколько Моисей и Илия, а если бы дольше, то воплощение Его показалось бы призрачным. – Напоследок взалкал. – Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу. (Толкование на Мф. 4)
Свт. Григорий Палама. ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал. (Омилия 16)
Свт. Иоанн Златоуст. Итак, пропостившись сорок дней и ночей, "напоследок взалкал" (Матф.4:2), давая, таким образом, случай дьяволу приступить к Нему, чтобы Своей борьбой с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся, и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил перед ним Свой голод, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственной Ему легкостью." (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 13)
Сноски[править]
- ↑ Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 3-4 главы. [...] // Богословский вестник. № 26-27. 2017. С. 497.