Видение Бога
Свт. Григорий Палама. Но разве сын послушания Иаков к тому же не в большую был посвящен тайну Креста, именно – в созерцание, благодаря чему человек более совершенно распинается и умирает греху, и живет для добродетели? – Да! Ибо сам он свидетельствует о себе и относительно Богосозерцания и спасения: – «Видех бо Бога, – говорит, – лицем к лицу, и спасеся душа моя» (Быт. 32:30). Где те, которые, находясь в нашей среде, обнаруживают пустой и неправославный образ мыслей? Пусть они выслушают, что Иаков видел лице Божие, и не только не лишился, вследствие сего, жизни, но, как сам он говорит, еще и «спасеся», хотя Сам Бог говорит: «Никтоже узрит лице Мое, и жив будет» (Исх. 33:20). Так что же, быть может, есть два Бога: один, имеющий лице, подлежащее видению святых; другой же – имеющий лице, превосходящее всякую возможность видения? – Прочь, такой абсурд! – Но (это надо понимать в том смысле, что) зримое лице Божие есть не иное что, как божественная благодать и действие являемое на достойных. А то лице, которое отнюдь не может подлежать зрению, надлежит разуметь в том понятии, когда имеется ввиду превосходящее всякое описание и видение естество Божие: потому что никто, как написано, Бога в лице и в естестве и не видел и не возвестил. (Омилия 11)