883
правки
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 56: | Строка 56: | ||
===== a) Личность человека не подвержена знанию ===== | ===== a) Личность человека не подвержена знанию ===== | ||
'''Преп. Иоанн Дамаскин''' говорит: “Под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего [...] знания относятся к сущему” (ФГ, 1); “Да и если знания относятся к сущему, то как будет познано | '''Преп. Иоанн Дамаскин''' говорит: “Под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего [...] знания относятся к сущему” (ФГ, 1); “Да и если знания относятся к сущему, то как будет познано сверхсущностное?” (ТИПВ, 1:12); “Ибо, если познается сущее, то что превыше знания, непременно будет выше и сущности. И наоборот, то, что превыше сущности, выше и знания.” (ТИПВ, 1:4) | ||
В учении Малера личность человека, не будучи ничем из того на что Святые Отцы разделяли все существующее, как следствие окажется и не подверженной знанию. | В учении Малера личность человека, не будучи ничем из того на что Святые Отцы разделяли все существующее, как следствие окажется и не подверженной знанию. | ||
Строка 65: | Строка 65: | ||
'''Преп. Иоанн Дамаскин''' говорит: “Итак, промысл есть происходящее со стороны Бога попечение по отношению к сущим. И опять-таки: промысл есть воля Божия, благодаря которой все сущее получает надлежащее устроение.” (ТИПВ, 2:29 (43)) | '''Преп. Иоанн Дамаскин''' говорит: “Итак, промысл есть происходящее со стороны Бога попечение по отношению к сущим. И опять-таки: промысл есть воля Божия, благодаря которой все сущее получает надлежащее устроение.” (ТИПВ, 2:29 (43)) | ||
Поскольку личность человека у Малера не есть что-либо из сущего, то следствием из этого оказывается, что она в этом учении изъята из-под промысла Бога. | Поскольку личность человека у Малера не есть что-либо из сущего, то следствием из этого оказывается, что она в этом учении должна быть изъята из-под промысла Бога. | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
Ср.: | Ср.: | ||
'''Преп. Максим Исповедник:''' “Никто не действует как некто по ипостаси, но как нечто по природе. Например: Петр и Павел действуют, но не “по-петровски” и “по-павловски”, а по-человечески, ибо оба они — люди природно и по общему определению природы, а не ипостасно по отдельно-личным качествам. [ | '''Преп. Максим Исповедник:''' “Никто не действует как некто по ипостаси, но как нечто по природе. Например: Петр и Павел действуют, но не “по-петровски” и “по-павловски”, а по-человечески, ибо оба они — люди природно и по общему определению природы, а не ипостасно по отдельно-личным качествам. [...] Итак, кто говорит об ипостасном действии, тот самую природу, которая одна, представляет бесконечной по действиям и множеству входящих в нее индивидуумов, а также (представляет ее) отличающейся от самой себя (*). И если мы признаем это верным, то вместе со всякой природой уничтожим и образ бытия в ней.” (Диспут в Визии, 4.7) | ||
(*) Таким образом, учение об особых ипостасных действиях Троицы является хулой на Божественную сущность. | (*) Таким образом, учение об особых ипостасных действиях Троицы является хулой на Божественную сущность. | ||
“Я читал сочинение Феодора Фаранского о сущности и природе, ипостаси и лице, а также и другие главы. [ | “Я читал сочинение Феодора Фаранского о сущности и природе, ипостаси и лице, а также и другие главы. [...] в учении о лице и ипостаси он, как представляется, следует не [разъясняющим] эти вопросы канонам, а своему собственному мнению, предполагающему ипостасную энергию. Его-то [наши] противники и выдвигают как наставника и защитника их собственного вероучения, ибо почти весь Экфесис они составили из его речений. Ведь в этих [вопросах] и Феодор сделал свое учение темным и неясным, уделив лицу — именно как лицу — энергию, которая является отличительной чертой природы” (Opusc. 10) | ||
'''Преп. Иоанн Дамаскин:''' “Ибо мы говорим, что воли и действия суть природные, а не ипостасные. Говорю же я о самой силе (δύναμιν) воли и действия, благодаря которой желает и действует желающее и действующее. Ибо если мы допустим, что они ипостасные, то будем вынуждены сказать, что Три Ипостаси Святой Троицы различны между Собою по воле и действию.”<ref>Kotter B. Die Schriften des Johannes von Damaskos. Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως. Expositio Fidei. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1973. S. 138:24-29.</ref> (ТИПВ, 3:14 (58)) | '''Преп. Иоанн Дамаскин:''' “Ибо мы говорим, что воли и действия суть природные, а не ипостасные. Говорю же я о самой силе (δύναμιν) воли и действия, благодаря которой желает и действует желающее и действующее. Ибо если мы допустим, что они ипостасные, то будем вынуждены сказать, что Три Ипостаси Святой Троицы различны между Собою по воле и действию.”<ref>Kotter B. Die Schriften des Johannes von Damaskos. Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως. Expositio Fidei. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1973. S. 138:24-29.</ref> (ТИПВ, 3:14 (58)) | ||
'''Свт. Нил Кавасила:''' “<u>все</u> Божественные энергии сообща пребывают <u>в каждой из Ипостасей</u>.” (Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского…, 8) | '''Свт. Нил Кавасила:''' “<u>все</u> Божественные энергии сообща пребывают <u>в каждой из Ипостасей</u>.” (Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского…, 8) | ||
=== Лжеучение, отрицающее, что лицо есть индивид === | |||
Малер А. М.: "Когда мы говорим об ипостаси, то всегда необходимо уточнять, в каком смысле мы используем это слово - ипостась как индивид или ипостась как лицо. [...] Если не оговаривать это различие, то возникнет существенное непонимание у людей, которые в этом не разбираются."<ref>https://t.me/c/1845495125/3500</ref> | |||
Ср.: | |||
'''Преп. Иоанн Дамаскин:''' "Следует же знать, что Святые Отцы названиями "ипостась", "лицо" и "индивид" обозначали одно и то же, а именно то, что, существует само по себе особосостоя из сущности и привходящих (τὸ καθ᾿ ἑαυτὸ ἰδιοσυστάτως ἐξ οὐσίας καὶ συμβεβηκότων ὑφιστάμενον), различается числом" (ФГ, 44. Kotter 1969, p. 109:10-14) | |||
“Ибо ипостась иногда означает просто существование [απλώς ύπαρξιν], в каковом значении обозначает не только просто сущность [απλώς ούσίαν], но и привходящее [συμβεβηκός], а иногда означает индивид [άτομον], то есть лицо [πρόσωπον], что и называется ипостасью самой по себе, которая указывает на Петра, Павла, этого вот коня и тому подобное.” (О сложной природе против акефалов, 6. PG 95, col. 120) | |||