916
правок
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
=== Отрицание догмата Искупления === | === Отрицание догмата Искупления === | ||
А. Кураев: "С протестантской точки зрения Христос «умилостивил» Отца. [...] В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. [...] Христос мучительно умирает на Кресте не потому, что Он приносит жертву Отцу или диаволу" (Протестантам о православии. «Христос-спаситель»: взгляд с Востока и Запада) | |||
Ср.: | Ср.: | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
=== Ересь, утверждающая динамизм в обожении человеческой природы Христа === | === Ересь, утверждающая динамизм в обожении человеческой природы Христа === | ||
А. Кураев: "Происходит обожение человеческой природы Богочеловека, своей <u>полноты достигающее [!] уже в Воскресении</u>. [...] По воскресении свойства славной Божественной природы даются уничиженному на Кресте телу Христа." (Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия?) | |||
Ср.: | Ср.: | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
=== Ересь об усовершении Христа как человека усилием его человеческой воли === | === Ересь об усовершении Христа как человека усилием его человеческой воли === | ||
А. Кураев: "Наконец, если прав священник Петр и человеческая “природа уже совершенно чиста и непорочна” в момент Воплощения, то в чем же подвиг Христов? Зачем нужны были Его борения, страдания и Воскресение, если человечество было полностью исцелено уже в Рождестве? Если во Христе человеческая природа не претерпевала исцеления, – то нет разницы между человечеством Христа до Воскресения и по Воскресении. Неужели ничего-ничего не изменяется в человечестве Христа на пути от Рождества к Воскресению? Неужели никаких усилий к этому изменению не прилагала человеческая воля Христа? Но если мы предположим, что Спаситель воспринял ту человеческую природу, каковой она стала после грехопадения, и Своим подвигом соделал ее даже высшей, чем она была в Адаме до его греха – только тогда в Евангелии не оказывается “лишних” страниц53." (Охотничий азарт вместо богословия) | |||
Ср.: | Ср.: | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
=== Отрицание православного учения о первородном грехе: отвержение того, что младенцам в крещении в прямом смысле прощается грех === | === Отрицание православного учения о первородном грехе: отвержение того, что младенцам в крещении в прямом смысле прощается грех === | ||
А. Кураев: "Упомянутое (и лишь упомянутое о. Петром, но не процитированное) 124-е правило этого Собора гласит: “Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных... или говорит, что... они... от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия... тот да будет анафема”30. Необходимость детского крещения я всегда отстаиваю. О том, что <u>от прародительского греха мы наследуем смертность</u> (ее не было в Адаме до падения – см. 123-е правило Карфагенского собора) и извращенность нашей природы, – тоже говорю постоянно, и потому никак нельзя меня отнести к тем, кто утверждает, будто потомки “от прародительского греха не заимствуют ничего”. [...] сама Карфагенская Церковь ясно говорит, что именно связывает нас с проступком Адама: в Определении Карфагенского собора 252 г. предписано: “Не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение”31. <u>И опять мы видим, что не ответственность за грех, а последовавшую за ним смертность</u> воспринимают потомки от праотца…" (Охотничий азарт вместо богословия) | |||
А. Кураев отрицает, что некрещенные младенцы в прямом смысле имеют на себе грех, который прощается им в крещении. На самом деле, если взглянуть на 124-е правило Карфагенского Собора полностью, то можно видеть, что оно как раз и говорит именно о прощении младенцам греха: | А. Кураев отрицает, что некрещенные младенцы в прямом смысле имеют на себе грех, который прощается им в крещении. На самом деле, если взглянуть на 124-е правило Карфагенского Собора полностью, то можно видеть, что оно как раз и говорит именно о прощении младенцам греха: | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
=== Проповедь допустимости эволюционизма — гностической ереси о творении Богом новых природ с помощью смерти === | === Проповедь допустимости эволюционизма — гностической ереси о творении Богом новых природ с помощью смерти === | ||
А. Кураев: "Очевидно, что эволюция без смены поколений, т.е. смерти, без борьбы за существование, без боли — невозможна и немыслима. [...] в православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма [...] Отказавшись от Его покровительства, человек сделал себя частичкой того космоса, в котором все языческие философские системы видели неизбежное единство [а как видит сам А. К. - ?] добра и зла, рождения и смерти. Да, мир человека радикально изменился в результате греха. Но можем ли мы считать, что внечеловеческий и дочеловеческий мир был другим до этого? Может, своим поступком человек просто стер ту грань, которой он был благодатно, сверхестественно отделен от мира остальной природы?" (Может ли православный быть эволюционистом) | |||