(Блюм) Антоний (Сурожский), митр.

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску

(Блюм) Антоний [Сурожский], митр. (06.06/19.06.1914, Лозанна — 04.08.2003, Лондон) — крупный лже-учитель, еретик, хулитель Вселенских Соборов, заявлял о допустимости абортов в случае определенной патологии ребенка.


Лжеучения[править]

О допустимости абортов (убийства детей в утробе матери) в случае определенной патологии ребенка[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Разумеется, бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, - да, в таком случае аборт допустим."[1]

"Я думаю, что вопрос этот [об абортах] более сложный, чем он кажется людям, которые просто читают церковные правила. [...] Есть еще один вопрос: дети, которые родятся ущербными — или физически изуродованными, или психически неполноценными… Вот тут вопрос очень сложный. [...] Честно говоря, не знаю, как к нему подойти. Я думаю, есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически."[2]

Хула о молитве перед идолом[править]

Митр. Антоний (Блюм): "что касается до Рамакришны, Вивекананды и вообще нехристианской мистерии, очень трудно обобщать. Но кому бы человек ни молился, на самом деле он молится Тому единственному Богу, Который существует. Вы можете поставить перед собой идола, но если вы молитесь Богу, за пределом идола вас слышит Тот, Который есть, а не тот, которого нет. Бог - не конфессионален."[3]

"[Иером. Иларион (Алфеев):] — В одной из бесед Вы упоминали о том, как однажды вме­сте с митрополитом Иоанном Вендландом посетили индуист­ский храм и, наблюдая за происходившим там, чувствовали, что люди, несмотря на ошибочность своей веры, обращаются к ис­тинному Живому Богу…

[Митр. Антоний (Блюм):] — Я помню, как Владыка Иоанн мне сказал тогда, что, конечно, мы не можем воспринимать те образы, к которым они обращают­ся. Но когда мы с ним стояли на коленях в глубине этого храма и молились оба Иисусовой молитвой, было совершенно ясно, что они обращаются к Богу"[4]

Ср.:

Свт. Афанасий Великий: "Для иных и самая молитва бывает в грех. Таковы язычники, которые молятся идолам, или твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа" (Толкование на 108-й псалом)

Ложный взгляд на "восточное" язычество[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Мне вспоминается в этом отношении разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: “Нет, в них истины нет!” Я пришел домой, взял книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: “Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку” их узнать?” Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса."[5]

Ложный взгляд на веру в Бога[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Для меня проблема Бога в следующем. Я не нуждаюсь в Нем, чтобы иметь мировоззрение. Я не нуждаюсь в Боге, чтобы заполнить прорехи в моем мировоззрении. Я обнаружил, что Он есть, и ничего не могу с этим поделать"[6]

Хула на Вселенские Соборы[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Помню, как я был смущен, когда Николай Зернов пятьдесят лет назад мне сказал: “Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов, когда стали оформлять вещи, которые надо было оставлять еще гибкими”. Я думаю, что он был прав, — теперь думаю, тогда я был в ужасе. Это не значит, что Вселенские соборы были не правы, но они говорили то, до чего они дожились. И с тех пор богословы тоже до чего-то дожились…"[7]

Православная Церковь учит, что Вселенские Соборы являются непогрешимыми.

Отрицание догмата Искупления[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Христос приносится в жертву не Богу – нам. Мы его как бы убийцы, потому что из-за нашей греховности Бог должен был стать человеком и умереть нашей смертью."[8]

По учению Церкви Христос принес Себя в жертву как человек и Сам принял ее (а не люди) как Бог со Отцом и Святым Духом.

Ересь об оставлении Отцом Сына на Кресте[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Мы поем о Христе, о Сыне Божием, Который стал сыном человеческим для того, чтобы с нами разделить всю человеческую судьбу, всю скорбь, всю тесноту, все страдание, больше того — даже смерть, и страшнее того — то условие, которое нас убивает: потерю нашего единства с Богом. Когда Он на кресте воскликнул: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил? — Он в Своем человечестве почувствовал вдруг то, что все мы чувствуем: одиночество. Вдруг Он почувствовал, что Он не общается, не един с Богом, и от этого Он умер нашей смертью."[9]

"И когда Он умер на кресте, Он мог умереть, только потеряв (в Своем человечестве, конечно) общение с Богом. Его слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?! — слова Того, Кто, оставаясь в Своем человечестве безгрешным, в Своем Божестве единым с Отцом, оказался без Бога, обезбоженный. И нет ни одного безбожника, который когда-либо пережил или мог пережить обезбожение так, как его пережил Сын Божий [!], пришедший плотью к нам."[10]

Святые Отцы учат, что Христос не был покинут Отцом на Кресте.

Ересь о спасении вне Церкви[править]

"[Вопрос:] Так значит, возможно спасение без Христа?

[Ответ митр. Антония:] Я бы сказал – да"[11]

Лжеучение о духовном состоянии еретиков[править]

Общие заявления[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Что я думаю об экуменическом явлении? — Видите, с одной стороны, это дивное и замечательное явление в том, что христи­ане обратились лицом друг к другу и несмотря на очень резкие и реальные разногласия, всё-таки могут в других признать христиан. Был момент, когда люди не признавали в другом христианине христианина, потому что он не принадлежит их церкви. [...] я вдоволь встречаю и католиков, и протестантов, и сектантов всякого рода, которые так любят Христа, так Ему преданы и так живут по Его заповедям, и порой так умирают за Его имя, что сказать: «Они нехристи — просто было бы уродство, было бы кощунственно.»"[12]

Заявление о святости еретика[править]

Митр. Антоний (Блюм): "Что, например, великие люди, вроде святой Терезы?"[13]

Это лже-учение прямо противоречит святоотеческому учению о духовном состоянии еретиков.

Сноски[править]

  1. Митр. Антоний (Блюм). Религиозное воспитание детей. Семейная молитва. Крещение детей. Аборты: http://www.mitras.ru/pered4/pb_423.htm
  2. Митр. Антоний (Блюм). Вопросы медицинской этики: http://www.mitras.ru/trudy/12.htm
  3. Митр. Антоний (Блюм). Беседа в Москве (1971). Восточная медитация // Искусство кино. 1994. № 5: http://www.mitras.ru/pered/pb_135.htm
  4. Беседа митрополита Сурожского Антония с иеромонахом Иларионом (Алфеевым) 14 июля 1998 г.: https://antsur.ru/pravoslavnoe-svidetelstvo-v-inoslavnom-mire-14-iyulya-1998-g/
  5. Митр. Антоний (Блюм). "Дом Божий": http://www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob1.htm
  6. "Диалог христианина с атеистом: Митрополит Антоний Сурожский и Марганита Ласки": https://www.pravmir.ru/dialog-xristianina-s-ateistom-mitropolit-antonij-surozhskij-i-marganita-laski/
  7. "Из личной беседы с митрополитом Антонием 8 июня 2000": http://www.mitras.ru/html/beseda0806.htm
  8. Митр. Антоний (Блюм). Проповедь на Рождество Христово: http://www.pravmir.ru/mitropolit-surozhskiy-antoniy-hristos-prinositsya-v-zhertvu-ne-bogu-nam-audio/
  9. Митр. Антоний (Блюм). "Слово, произнесенное в воскресенье 15 октября 1989 г. в храме святителя Николая, что в Хамовниках (Москва)": http://www.mitras.ru/lubov/lub_vse_88.htm
  10. Митр. Антоний (Блюм). "Дом Божий": http://www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob1.htm
  11. Митр. Антоний (Блюм). Доклад в Московской Духовной Академии 1-2 декабря 1966 года: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/o-vstreche/8
  12. Митр. Антоний (Блюм). Беседа в Московской Духовной Академии 10 февраля 1982 г.: https://antsur.ru/o-boge-beseda-v-moskovskoj-duhovnoj-akademii-10-fevralya-1982-g/
  13. "Диалог христианина с атеистом: Митрополит Антоний Сурожский и Марганита Ласки": https://www.pravmir.ru/dialog-xristianina-s-ateistom-mitropolit-antonij-surozhskij-i-marganita-laski/