(Ухтомский) Андрей, архиеп.

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску
Незавершенная статья

(Ухтомский) Андрей, архиеп. (26.12.1872/07.01.1873, Вослома, Ярославская губерния — 04.09.1937, Ярославль) — раскольник, проповедник ересей.


Лжеучения[править]

Отрицание христианского учения о Страшном Суде[править]

Архиеп. Андрей (Ухтомский): "Таким образом, сами люди придут к Агнцу и получат после этого или блаженство, или мучение – не Агнец будет судить их, а осудит их истина, воплощением которой лишь является Агнец… Таким образом, человек будет судим самим собою, своею неотъемлемою, врождённою способностью знать истину, то есть неизменною сущностью вложенного в его природу образа Божия". (О Любви Божией на Страшном Суде Христовом)

Ср.:

Свт. Григорий Богослов. Что мы сотворим в «день посещения», которым устрашает один из пророков (Ис.10:3; Сир.2:2), или в день состязания Божия с нами (на горах ли и холмах оно будет, как мы слышали (Мих.6:2), или в другом каком-либо месте, и каким ни есть образом), когда Бог будет обличать нас, Сам противостанет нам, поставит перед лицами нашими грехи наши, – этих тяжких обвинителей, – когда полученные нами благодеяния противоположит нашим беззакониям, будет одно помышление поражать другим помышлением, и одно дело осуждать другим делом, когда взыщет с нас за то, что достоинство образа Его поругали и омрачили мы грехом, и, наконец, предаст нас казни, после того как обличим и осудим сами себя, и нельзя уже будет сказать нам, что страждем несправедливо? (Слово 15)

Стихира на "Господи, воззвах" Недели о Страшном Суде. Кни́ги рaзгну́тcя, явле́нa бу́дут дея́ния челoве́кoв, пред неcтерпи́мым cуди́лищем: вoзшуми́т же юдо́ль вcя cтра́шным cкрежета́нием пла́чa, вcя ви́дящи coгреши́вшия, ве́чнующим му́кaм, cудо́м пра́ведным Твoи́м oтпуща́емыя, и безде́льнo пла́чущия Ще́дре. Те́мже Тя мо́лим, Бла́же: пoщaди́ нac пoю́щих Тя, еди́не Мнoгoми́лocтиве.

Отрицание учения о Пресуществлении[править]

Архиеп. Андрей (Ухтомский): "В этом отношении слово "преложение" можно назвать прямо боговдухновенным, неким божественным даром. Это слово так духовно, так в своем понимании эластично и в то же время так определенно, что ничем его заменить нельзя, - никакое другое слово не может выразить всей совокупности церковных мыслей, которые вложены в святое таинство Евхаристии. Если же словам "преложение, преложив" дать хоть сколько-нибудь уклон мысли в сторону "пресуществив", то на многих бедных языках, слова нашего служебника, устанавливающие таинство св. Причащения будут почти не переводимы, а на русском языке будут вызывать те недоумения, которые выше изложены". (О святом причащении Христовых Таин)

Ср.:

Константинопольский собор 1691 г. ...так как временами являлись многие еретики и отрицали существенное и реальное преложение в таинстве [Евхаристии] хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, и священные учители святой Церкви подобающе вели борьбу против них, еретики же, в свою очередь, пользовались многозначными словами и софизмами для уловления простейших, Церковь в конце концов с целью более ясного изложения сокрытой в таинстве истины, в силу собственной власти и обычая, призвав Пресвятого Духа, воспользовалась словом «пресуществление", ничего другого через него не обозначая, нежели то самое, что и [слово] «преложение» означает в Таинстве. Воспользовалась же Церковь этим [словом], поскольку оно отличается от многозначных слов и превосходит все софизмы еретиков против таинства [Евхаристии]... Ныне же – не знаю, как – появились некие тетради, которые с виду, как кажется, борются со словом «пресуществление», будто бы новым и не древним, но на самом деле ведут брань против самого Таинства, поскольку отрицают, хотя и прикровенно, реальное и существенное присутствие в нем Спасителя. И хотя эти тетради утверждают преложение и называют его реальным и истинным, но по причине прочих содержащихся в них софизмов и лукавствий отвергают преложение, которое истинно исповедуют и в которое благочестиво веруют православные, и иначе по сравнению с мнением Церкви его толкуют... Те же (будь то посвященные в какой-либо сан или должность или миряне разного положения [в обществе], от небольшого до высокого), кто дерзнут преступить это церковное и соборное решение, а также захотят держаться отверженных тех и отриновенных тетрадей, враждебных кафолической православной Церкви, благоволить, как-либо защищать, содействовать и помогать словами или делами тем, которые с этими [тетрадями] соглашаются, да будут отлучены от Святой, Единосущной, Животворящей и Живоначальной Троицы, единого по природе Бога.

Уход в раскол мнимых старообрядцев[править]

Вступление архиеп. Андрея в общение с раскольниками-старообрядцами в 1925 г.[править]

Архиеп. Андрей (Ухтомский): "Сего ради аз, епископ Андрей, от выше писанныя Никоновския глаголемые ереси отрицаюся..." (Исповедание веры епископа Андрея)

"Акт воссоединения": "В лето от Рождества Христова 1925, августа 28 дня в молитвенном доме Асхабадской старообрядческой общины во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца члены этой общины во главе со своим епископом Андреем [Ухтомским] (архиепископом Томским) и настоятелем общины игуменом Матфеем воссоединились в молитвенном общении с древлеправославными общинами саратовскими, семипалатинскими, забайкальскими и других мест. Представитель этих общин, отец архимандрит Климент Логвинов, предъявил необходимые к тому полномочия".

"Архимандрит" Климент Логвинов в 1925 г. был членом "Русской древлеправославной церкви".

Принятие архиеп. Андреем "мира" и "Святых Даров" от раскольников[править]

19 сентября 1932 г. архиеп. Андрей получил "миро" и "Святые Дары" от главы "Древлеправославной Церкви Христовой" (Белокриницкой иерархии) "архиепископа" Мелетия.

Архиеп. Андрей (Ухтомский): "Я получил от Господа великую милость... получил Святые Дары от Старообрядческого Белокриницкого духовенства. - Это было для меня вполне неожиданно; и, значит, раскол, как раскол, - идейно кончен! Для этого одного стоило делать революцию". (Письмо от 3 февраля 1933 года)

Архиеп. Андрей не был канонизирован в РПЦЗ в 1981 г.[править]

Несмотря на то, что архиеп. Андрей был убит, его нельзя называть мучеником в связи с тем, что он ушел в раскол.

Свт. Иоанн Златоуст: "грех раскола не смывается даже мученической кровью." (Толкование на послание к Ефесянам, 65, 11)

Вопреки распространенному мнению архиеп. Андрей не был прославлен собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году. Пытаясь защитить почитание отпавшего в Белокриницкий раскол архиеп. Андрея[1], авторы канала анонимного телеграм-канала "Единоверческое общество им. академика Алексия Ухтомского" ссылаются на статью А. А. Кострюкова "Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года"[2]. Однако, если рассмотреть не только фрагменты статьи, вырванные "единоверческим обществом" из контекста, но и весь ее текст, станет ясно, что архиеп. Андрей как раз не был прославлен для почитания чадами РПЦЗ на соборе 1981 г. или на каком-либо ином ее соборе.

Итак, посмотрим, что пишет Кострюков:

"Архиерейский Собор РПЦЗ 1981 г., совершивший прославление, не обнародовал поименного списка, ограничившись лишь небольшим количеством имен: царской семьи, Патриарха Тихона, преподобномучениц Елисаветы и Варвары, митрополитов Владимира (Богоявленского), Вениамина (Казанского), Петра (Полянского), Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых), Агафангела (Преображенского), архиепископа Андроника (Никольского), епископа Гермогена (Долганева), пресвитеров Иоанна Кочурова и Иоанна Восторгова. Дальнейшее уточнение списка было поручено комиссии в составе митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Антония (Бартошевича), епископов Лавра (Шкурлы) и Григория (Граббе). Полный список новомучеников (будем называть его официальным) был издан только в конце 1990-х гг. Хотя публикация предварялась указанием, что именно этот перечень и был утвержден Собором 1981 г., мартиролог в 1981–1999 гг. дорабатывался и дополнялся".[3]

Мы видим, что имени архиеп. Андрея в числе прославленных в 1981 г. новомучеников нет. А тексту, который был утвержден собором РПЦЗ, не идентичны содержащие имя архиеп. Андрея список, опубликованный в 1999 г.[4], и список, на который ссылаются анонимные авторы. Последний является перечнем, называемым в упомянутой статье черновым и не утвержденным соборно для использования членами Зарубежной Церкви[5]. Также следует отметить некачественность чернового списка: "в черновые списки вошли протоиереи Михаил Рождественский († 1988) (No 439) и Александр Маков († 1985) (No 301), которых в эмиграции считали погибшими. На самом деле в 1981 г. они были живы, а имя отца Александра было позже внесено и в итоговый вариант святцев"[6]. "Единоверческое общество" как раз ссылается на те самые святцы, которые опять же не были утверждены ни одним собором епископов.

Сноски[править]

  1. https://t.me/alexiyuhtomskiy/880
  2. https://t.me/alexiyuhtomskiy/887
  3. Кострюков А. А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года // Церковь и время. 2020. No 2 (91). С. 52.
  4. Вопросы о юрисдикционном статусе РПЦЗ в обсуждаемые периоды времени в настоящей статье не ставятся.
  5. Там же. С. 51.
  6. Там же. С. 53.