О нетварности божественной энергии до XIV в.

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску
Незавершенная статья

Свт. Василий Великий. А каковы действования? Неизреченны по величию, неисчислимы по множеству. Ибо как представим мыслью то, что за пределами веков?” (О Святом Духе. Глава 19. Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно)


Свт. Григорий Богослов. Но и еще многими светами украсим наше слово. Свет был и явившееся Моисею во огне, когда видение это опаляло, но не сжигало купину, чтобы и естество (как это понять?) показать, и силу явить. Свет - и путеводившее Израиля в столпе огненном и делавшее приятной пустыню. Свет - восхитившее Илию на огненной колеснице и не опалившее похищаемого. Свет - облиставшее пастырей, когда довременный Свет соединился с временным. Свет - и та красота звезды, предшествовавшей в Вифлеем, чтобы и волхвам указать путь и сопутствовать Свету, который превыше нас и соединился с нами. Свет - явленное ученикам на горе Божество, впрочем нестерпимое для слабого зрения. Свет - ослепившее блеском Павла видение и поражением очей исцелившее тьму душевную. Свет - и тамошняя светлость для очистившихся здесь, когда «воссияют праведники как солнце» (Мф.13:43), и станет Бог посреди них, богов и царей, распределяя и разделяя достоинство тамошнего блаженства. Кроме этого, свет, в собственном смысле, есть просвещение Крещения, о котором у нас ныне слово и в котором заключается великое и чудное таинство нашего спасения. (Слово 40)


Преп. Максим Исповедник. прилично ему, дабы не естественные и временные качества, как то отец и мать, и родословие, начало и конец дней, от которых он уже прежде совершенно освободился, обладали им, но именоваться по божественным и блаженным признакам, по образу коих он себя претворил, и коих не достигает ни время, ни естество, ни слово, ни ум, ни иное что: сказать вообще, – ничто из существующего. «Без отца» же и «без матере, без причта рода, ниже начала дней, ни конца животу имеющим», изображается великий Мелхиседек, как нам уяснило это истинное слово о нем богоносных мужей, не по тварной и из небытия [происшедшей] природе, по которой он и начал быть, и окончил, но по божественной и нетварной благодати, вечно сущей превыше всякой природы и всякого времени, от вечно сущего Бога, по которой одной только совершенно познается весь он сознательно родившимся." (Амбигвы к Иоанну)

Тем, кто усерден [в благочестии], необходимо исследовать, какие из дел Божиих нужно считать начатыми Им во времени, а какие Он, напротив, [совершать] не начинал. Ведь если Он “почил от всех дел, которые начал творить”, то, конечно же, не почил от тех, которые творить не начинал. Итак, вероятно, дела Божии, имеющие начало во времени, — это все, что существует в силу причастности, как, например, различные сущности сущих [вещей], бытию которых предшествует небытие. Ведь было некогда, когда не было того, что существует в силу причастности. А дела Божии, не имеющие во времени начала своего бытия, — это, вероятно, те, которые существуют как причаствуемые, как, например, благость и все, что заключается в понятии благости, и всякая вообще жизнь, бессмертие, несложность, неизменность, беспредельность, и все, что сущностно созерцается при Боге. Все это дела Божии, но во времени они начала не имеют, потому что никогда небытие не предшествовало ни добродетели, ни чему-либо еще из перечисленного выше, хотя и причащающиеся их сами по себе начали существовать во времени. Действительно, всякая добродетель безначальна, и нет времени, которое было бы прежде нее, поскольку Бог – единственный вечный Родитель ее бытия. (Capita gnostica, 1. 48 // PG 90, col. 1100)


Преп. Анастасий Синаит. если же [Христос] действует на небе до Вознесения с земли только Божественной неограниченной энергией, то уничтожены и разрушены ваши вздорные мифы, утверждающие, что после Воплощения Христос всегда, везде и во всех обстоятельствах действует богомужней и сложной энергией. […] и ныне, когда ограниченная плоть пребывает на небе, Он действует ныне на земле не богомужески, но по Божественной Своей, всекосмической и неограниченной энергии. […] И вот скажите же [монофелиты], какая эта ваша сложная энергия во Христе? Неужели тварная, или нетварная, или непременно тварно-нетварная, наполовину Божественная и наполовину человеческая? Вы учите, что она ограниченная, или неограниченная, или непременно ограниченно-неограниченная? Вы провозглашаете, что она имеет начало или безначальная? Очевидно, что одновременно имеющая начало и безначальная. […] ведь когда [еретик] провозглашает единую энергию или природу, тогда совершенно необходимо говорить, что она либо вся тварная, либо вся нетварная; либо вся ограниченная, либо вся неограниченная; либо всецело имеет начало, либо вся безначальная. (Главы против монофелитов[1])

Ведь Божественная неизменяющаяся и безукоризненная энергия не мертвеет, не молчит, не успокаивается, не прекращается, не умирает, не оживает, не испускает дух, не одушевляется снова, не изменяется от тления к нетлению. Она не прекращается и не начинается снова, не ограничивается, не исходит из тела и не входит снова в него, и не так, что она иногда видит, а иногда не видит подобно тому, как закрылись омертвевшие очи Христа. […] Божественные Писания учат нас, что непреложной и неизменной, лишенной недостатка и всегда той же является Божественная природа воплотившегося Бога Слова и Его Божественная энергия, и она не превращается и не изменяется то так, то сяк. [...] Ибо вечно движущаяся энергия Бога Слова во плоти была несвязанной и беспрепятственной, распространяясь повсюду, даже когда тело Господа было мертвым. (Главы против монофелитов[2])

Как говорит святой Григорий Нисский, "действие (ἐνέργεια) есть естественная сила и движение каждой сущности, которых лишено только небытие (μὴ ὄν)[3]. То, что причаствует какой-либо сущности, разумеется, сопричаствует и действию, делающему явной ее. Ибо истинное рассуждение может определить границы сущностей, зная неложные действия их" [(Слово к грамматику Ксенодору)]. (Путеводитель, 2)


Преп. Иоанн Дамаскин. Если действие Владыки Христа едино[4], то оно будет или сотворено, или несотворенно, ибо нет действия, как и природы, средних между тем и этим. Итак, если оно сотворенно, то оно будет показывать одну только сотворенную природу, а если же несотворенно, то будет признаком одной только несотворенной сущности. Ибо должно, чтобы природные свойства непременно соответствовали природам, так как невозможно, чтобы существование получила неполная природа. А действие, согласное с природой, не относится к внешним вещам, и ясно, что природе невозможно ни существовать, ни познаваться без действия[5]. Ибо всяким совершаемым им делом оно удостоверяет собственную природу – то, что неизменяемо. (ТИПВ, 59)


Свт. Нил Кавасила. Но и по Божественной энергии Божество нетварно. Достаточно для нашей речи свидетельства Святых и Вселенских соборов, из которых Пятый и Шестой возвещают о нетварности энергии Божией. Ибо собравшийся против Оригена — поскольку Ориген утверждал, что «творения совечны Творцу», присовокупляя к сему и причину: дескать, «чтобы Бог не претерпел превращения, переходя из такого состояния, в котором Он не творил, к творению» — святой и Вселенский Пятый собор провозглашает: «Бог, переходя из такого состояния, в котором Он не творил, к творению, не претерпел превращения по природе, но по силе; а лучше сказать: и по силе не претерпел, ибо от вечности обладал Он силою для того, чтобы творить. Но Бог привел ее в действие тогда, когда пожелал». Говоря: «не претерпел превращения по природе, но по силе», собор показал различие (διαφορὰν) между Божественной сущностью и силой в Боге, а с помощью прибавки: «от вечности обладал Он силою для того, чтобы творить» — возвестил и то, что сила эта нетварна. И опять же, коль скоро тот же Ориген богохульствовал, высказываясь в таком духе: «следует утверждать, что сила Божия также ограничена, и не отрицать под предлогом благочестия ограниченность оной — ведь Бог сотворил столько сущих, над сколькими Ему было по силам промышлять» — так вот, коль скоро Ориген утверждал такое, святой оный и Вселенский собор, бывший против него, во всеуслышание объявил: «Если кто скажет или провозгласит, что сила Божия ограничена — да будет анафема». И не только оный — но и святой и Вселенский Шестой собор совершенно недвусмысленно провозгласил, что энергия Божия нетварна. Ибо Отцы собора в Деяниях говорят: «Христос, будучи един, обладает природными энергиями — Божественной и человеческой, нетварной и тварной — как истинный и совершенный Бог, истинный же и совершенный человек». (Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского...)


Примечания[править]

  1. Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы. [...] // Богословский вестник. № 24-25. 2017. С. 585-586, 587.
  2. Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 3-4 главы. [...] // Богословский вестник. № 26-27. 2017. С. 499, 503, 504.
  3. Отсюда следует, что действие Бога — нетварно. Ведь если бы оно было тварно и Бог когда-либо не имел своего действия, то это означало бы, что тогда Он бы не существовал. Об этом говорилось и на Константинопольском Соборе 1351 г.: "Поскольку, согласно великому Дионисию [Ареопагиту], "то, что не имеет силы или энергии, ни существует, ни является чем-то, к нему вообще неприложимы утверждение или отрицание" (О Божественных именах, 8.5). Но владеющее в любом случае чем-то отличается от принадлежащего. Поэтому, если нет различия между Божественной сущностью и энергией, сущность Бога не может иметь энергию. Но не имеющее энергию бездейственно, а бездейственное не существует." (Καρμίρης Ι. Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκλησίας, τόμ. Α, 2η έκδ., Αθήνα, 1960. P. 385).
  4. Преп. Иоанн опровергает еретиков, говоривших об одном действии Христа.
  5. О следовании отсюда нетварности божественного действия см. прим. к тексту преп. Анастасия Синаита.