Лапкин Игнатий Тихонович

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску
Незавершенная статья

Лапкин Игнатий Тихонович (род. 10.06.1939, Карповский, Алтайский край) — лже-миссионер, проповедник ересей и иных лжеучений, хулитель святых.

Заблуждения[править]

Несторианская ересь[править]

И. Лапкин: "Это ежедневная моя молитва: «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть яко воистину...» и отдельно десять призываний Богородицы по чёткам... Но я говорю, что выражение это неверное. Бога родить нельзя... Как Она может родить [Бога], если Бог безначальный, а Она начальная?"[1]

Ср.:

Преп. Иоанн Дамаскин. ...рождение – свойство не естества, но ипостаси. Ибо если бы оно было свойством естества, то не созерцалось бы в одном и том же естестве рожденное и нерожденное. Итак, Святая Богородица родила Ипостась, познаваемую в двух естествах, – по Божеству, конечно, безлетно рожденную от Отца, а в последок дний, в [определенное] время воплотившуюся от Нее и рожденную плотски. Если же вопрошающие стали бы темно говорить, что Родившийся от Святой Девы есть с двумя естествами, то мы скажем: да, с двумя естествами; ибо Один и Тот же – Бог и человек. Подобным образом – и относительно распятия на Кресте, и воскресения, и вознесения. Ибо это составляет свойство не естества, а Ипостаси. (Точное изложение православной веры, гл. 80)

Агноитская ересь[править]

Ответ И. Лапкина на вопрос "Иисус, когда был Ребёнком, был ли всезнающ, всеведущ, как Бог, или Он рос и исполнялся премудрости? Как в познании и всеведении соотносятся человечество и Божество Христа?": "Будучи Ребёнком, как Бог, Он был всезнающ и всюду, а как Человек-Ребёнок, Он возрастал в премудрости".[2]

Слова Лапкина противоречат святоотеческому учению о ведении Христа как человека.

Хула на святые мощи[править]

Ответ И. Лапкина на вопрос "Помощь есть от мощей? И люди так любят поклоняться им, ища защиты у преподобных".: "Так-то так, да беда в том, что это уже настоящее идолопоклонство светится. Это не к Богу всем умом и сердцем, а к святому и к его мощам".[3]

Ересь об исхождении Святого Духа от Отца и Сына[править]

И. Лапкин: "В Библии есть указания на то, что исходит Дух Святой и от Отца, и от Сына… И самые крупные богословы и святые отцы мыслили здесь разно, одни были строго за Никео-Цареградский символ веры, а другие отцы взяты ныне в защитники католической версии. Лично я считаю, что более приемлемо по-католически мыслить". («Открытым оком», том 23, вопрос №3519).

Ср.:

"Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне". (Ин. 15:26)

Константинопольский собор 1484 г. Поэтому мы душой и помышлением веруем, а языком проповедуем и исповедуем, что всемогущий и Святой Дух оным неизреченным и вечным прохождением, по слову Господню, исходит от Бога и Отца, то есть единственно из Отеческой ипостаси по сущности Его, причем Сын совершенно ничего не привносит в исхождение Святого Духа и не посредствует в нем, чтобы не мыслилось в Троице двух причин или двух начал в Нетварном Божестве, поскольку рождать и изводить – это свойство не сущности, но ипостаси, причем только Отеческой. Таким образом, мы ведаем, что единый источник и причина Тех, Что от Него, – это Бог-Отец. В этом мы наилучшим образом следуем богословию Господа и суждениям священных и великих богословов Церкви: Дионисия Ареопагита, который говорит: «Единственным Источником сверхсущественной божественности является Отец» [4] и «Как от невещественного и неделимого Блага происходят в сердце благостные светы?», Богослова Григория, который говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу суть общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от Отца»[5] и Григория Нисского: «Одно и то же есть Лице Отца, от Которого рождается Сын и исходит Святой Дух»[6], и утверждениям еще множества святых, направляющих ум к одному и тому же смыслу. Мы молимся, чтобы нам до конца пребывать неколебимо в этом благочестивом учении. А от тех, кто об исхождении Святого Духа иначе мыслит, или проповедует, или вопреки истине держится этого мнения и пустословно провозглашает его, мы отвращаемся как от еретиков и предаем анафеме.

Еретическое учение о Церкви[править]

И. Лапкин: "Границы Церкви ограничиваются священством. А уже, что в этой Церкви будут ереси, их везде [хватает]. Признаём такое: Католическая церковь, Православная, Армяно-григрианская, копты и сирийцы. Всё. Всё, что за этой гранью, является ересью и сектой".[7]

Ср.:

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. [...] Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой вселенской Церкви. Самостоятельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единственного тела Церкви вселенской, иметь одну главу – Христа и общий дух веры и благодати. Это единство видимо выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах. (О девятом члене Символа веры)

Римо-католическая "церковь" и сообщество монофизитских севирианских "церквей" (Коптской, Армянской "Апостольской", Сиро-Яковитской и др.) отпали от Православной Церкви, не находятся с ней в общении в молитвах и Таинствах и чужды ей по вере.

Отказ от толкования Писания по святым отцам[править]

Ответ И. Лапкина на вопрос "Ин. 3:5 - «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Почему в этом месте баптисты под водой понимают слово Божие, воду жизни? Здесь вода в прямом смысле, или так, как понимают баптисты?": "Если судить по последствиям того и другого толкования, то баптистское - несравненно правильнее. Если понимать так, как понимают православные, тогда это выливается в то, что и видим, чисто механическое действие крещения детей и взрослых, и нет никакого рождения свыше".[8]

Ср.:

19 правило VI Вселенского Собора. Если же будет исследоваться слово Писания, пусть изъясняют его согласно с тем, что предложили светила и учителя Церкви в своих писаниях, и никак иначе, и пусть лучше прославляются их писаниями, чем сочинением собственных произведений, чтобы при недостатке умения в этом иногда не уклониться от должного.

Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере. Веруем, что Божественное и Священное Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное Кафолическая Церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобно значащими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам.

Отрицание православного учения об авторстве Пятикнижия[править]

И. Лапкин: "Пятикнижие Моисеево, приписываемое ему, фактически имеет несколько авторов. Никто не скажет, кто написал книгу Иова и Судей и Второзакония, не мог же сам Моисей описывать свою смерть".[9]

Принципиальное отвержение воинской службы[править]

И. Лапкин: "Ни под каким видом оружие не бери... Решительно говорите: «Я подал заявление. Как верующий христианин я не могу воевать»".[10]

Ср.:

1 правило свт. Афанасия Великого. Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно.

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество. (О шестой заповеди)

Хула на свт. Филарета Московского[править]

Ответ И. Лапкина на вопрос: "В книге «Великое в малом» в качестве эпиграфа приводятся слова митр. Московского Филарета «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества». Так всё-таки бить врагов Отечества или не бить?": "Митрополит уже умер, а желчь его слов продолжает отравлять людей... Слова «враг Отечества» эквивалентны словам «враг народа». Так что благословением сталинских репрессий можно считать слова митр. Филарета. Если митрополит действительно говорил эти слова, а не просто их приписывают ему, то он заслуживает анафемы".[11]

Свт. Филарет Московский. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша. (Слово в неделю 19 по Пятидесятнице) Слова святителя, сказанные в определенный исторический момент в Российской Империи, нельзя, разумеется, переносить на реалии жизни в СССР.

Отвержение жития блгв. вел. кн. Александра Невского[править]

И. Лапкин: "«Александр Невский! Александр Невский!» Если я вам дам статистику, сколько было храмов, сколько житий написано, то ни одна библиотека не вместит. Всё это выдумка! «Вот он от детства возлюбил... Боголюбие...» Он ничего не возлюбил! Он патриот своей родины, он любил скакать на лошади. Это был воин. Я Александра Невского в упор не вижу. Я знаю Алексия, который принял схиму и умер по-христиански".[12]

Ср.:

Прав. Иоанн Кронштадтский. Какой славный учитель для всего русского воинства и для всех военных и других властей св. благоверный Великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира![13]

Лжеучение о смертной казни[править]

И. Лапкин: "В данном случае, как христианин я - против смертной казни, т. е. жизнь может отнять только Тот, Кто её дал - Бог. Это рассуждение основанное на Евангелии..."[14]

Ср.:

"Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему". (Рим. 13:3-4)

Свт. Иоанн Златоуст. Аще ли злое твориши, бойся. Таким образом, не начальник создает страх, но наша порочность. Не бо без ума меч носит. Замечаешь ли, как (апостол) представляет его вооруженным, подобно какому-нибудь воину, чтобы сделать страшным для грешников? Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. А чтобы ты, услышав о наказании, мщении и мече, не побежал прочь, (апостол) снова подтверждает, что начальник исполняет Божий закон. (Беседа 23 на послание к Римлянам)

Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество. (О шестой заповеди)

Сноски[править]

  1. https://www.youtube.com/watch?v=J0hOt8F8oCE, 1:33, 1:50, 1:56
  2. Игнатий Лапкин "...Открытым оком" Числ. 24:3,15 Ответы, на вопросы, проповеди. Книга первая. Барнаул: 2002. С. 54-55.
  3. https://www.youtube.com/watch?v=MbSLhjrHn68, 0:05
  4. Сщмч. Дионисий Ареопагит Глава вторая, 5 // О Божественных именах. (Эта и две последующие сноски сделаны автором статьи)
  5. Свт. Григорий Богослов Слово 25.
  6. Свт. Григорий Нисский К эллинам. На основании общих понятий.
  7. https://vk.com/audio550487683_456239095_e7e9db7185e85af877, 0:21
  8. Игнатий Лапкин "...Открытым оком" Числ. 24:3,15 Ответы, на вопросы, проповеди. Книга первая. Барнаул: 2002. С. 30.
  9. Там же. С. 407.
  10. https://www.youtube.com/watch?v=Ry3BfeMl9-8 0:31, 0:49
  11. Игнатий Лапкин "...Открытым оком" Числ. 24:3,15 Ответы, на вопросы, проповеди. Книга первая. Барнаул: 2002. С. 267.
  12. https://www.youtube.com/watch?v=WB_V7KFlmZE, 18:40
  13. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России / Сост., предисл., примеч., именной словарь А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 543
  14. Игнатий Лапкин "...Открытым оком" Числ. 24:3,15 Ответы, на вопросы, проповеди. Книга первая. Барнаул: 2002. С. 268.