Виды веры

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску

Преп. Исаак Сирин. Веру же разумеем не ту, какою человек верует в различие достопоклоняемых и Божественных Ипостасей, в превосходящее все, особенное естество самого Божества и в чудное домостроительство, совершенное в человечестве восприятием нашего естества (хотя и сия вера крайне высока), - но веру, воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтобы не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого самомнения [*]. И вера сия обнаруживается не в приращении слуха ушей [*], но в духовных очах, которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти и открываемое Духом, питающимся с трапезы Христовой, в поучении законам Христовым, как сказал Господь: «если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, «Духа истины, Егоже мир не может прияти, и Той вы научит» всякой истине» (Ин. 14, 15, 17, 26). (Слова подвижнические, 28)


[*] Ср. у преп. Марк Подвижника: “Итак, когда возненавидим тщеславие и уверуем Ему (Богу) во всем, разбивая о Него всякий помысл сердечною и одномысленною надеждою, тогда, так же, как в начале веры, (усвоенной) Крещением, Тело Христово было брашно верным, так и в мысленной надежде и отвержении помыслов твердоверующий и чистый ум бывает брашном Иисуса, сказавшего: «Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего» (Ин. 4:34), Который, по слову Павлову, «хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2:4). Истину же (апостол) разумеет обретаемую, как выше было сказано, в мысленной надежде, которая является уже не от слуха, но веруется быть от действия Духа Всесвятого; и она, по Писанию, «есть уповаемых извещение» (Евр. 11:1). Некрещеный же, или тщеславный не может прийти в познание этой истины. Ибо крестившимся в Соборной Церкви Крещением дается таинственно (благодать) и живет в них сокровенно. Потом же, по мере делания заповедей и мысленной надежды, открывается верующим по слову Господню: «веруяй в Мя, – как говорит Писание, – реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующий во имя Его» (Ин. 7:38, 39).” (Слово четвертое. Ответ недоумевающим о Святом Крещении)


Преп. Анастасий Синаит. Вера есть добровольная убежденность. Схолия: "Вера есть то, что существует внутри [человека]." Она называется «верой» от быть убежденным в чем-либо. Правая вера понимается в двух смыслах: «вера есть от слышания» (Рим. 10, 17), от проповеди, и есть [еще] более прочная вера – «осуществление» (Евр. 11, 1) ожидаемых благ. Верой «от слышания» могут обладать все люди, а вторую веру стяжают только праведники. (Путеводитель, 2)


Преп. Иоанн Дамаскин. Вера, между тем, двояка: есть вера от слышания (Рим. 10:17). Ибо, слушая божественные Писания, мы верим учению Духа. Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Обновителя нашего. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, тот неверен. Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенностъ в невидимом (Евр. 11:1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Посему первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа. (ТИПВ, 4:10)


Свт. Григорий Палама. Мы "веруем в Бога" и "веруем Богу”; эти понятия не являются тождественными. Потому что "веровать Богу” означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми и истинными; "веровать” же "в Бога” заключает в себе православно мыслить о Нем. Итак, то, что мы истинно веруем Богу, то есть иными словами – сознаем как истинные и незыблемые и еще только не находящиеся в наличии Его обещания в отношении нас или угрозы, пусть будет явленным на основании наших добрых дел и соблюдении Божиих заповедей. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными Отцами нашими. (Омилия 8)


Свт. Игнатий (Брянчанинов). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о вере: “Для того, чтоб обрести веру, и веровать словам Божиим, нет никакого возбраняющего препятствия. По этой причине, если от всей души захотим обрести веру, то обретаем ее немедленно, без всякого труда, потому что вера есть дар всеблагого Бога, дарованный нашему естеству; мы имеем его в зависимости от произволения нашего, – имеем, когда захотим. Посему видим, что и скифы, и варвары, и все народы имеют веру естественно, верят словам друг друга, и обнаруживают (разными другими образами) веру между собою”. Эту веру естественную, которою мы можем уверовать в Бога, должно отличать от веры деятельной, являющейся в душе от исполнения евангельских заповедей, и от веры живой, изливаемой в сердце Святым Духом. Уверовать в Бога и во Евангелие (Мк. I, 14-15; Деян. XX, 21) могут все; деятельную веру стяжают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних Святых Божиих. (Аскетическая проповедь. Поучение 2-е в неделю по Богоявлении. О покаянии)