Об аргументе персоналистов о самовластии человека: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
(Новая страница: «Рассмотрим текст преп. Иоанна Дамаскина: “по необходимости свободная воля сопряжена с разумом, потому что или не будет разумного существа, или оно, будучи разумным, будет самовластным и господином своих действий. Поэтому неразумные существа и не самов...»)
 
Нет описания правки
 
Строка 8: Строка 8:


Изложенный выше персоналистский аргумент мог бы быть высказан и в отношении приведенных слов преп. Анастасия: “самовольное произволение, чтобы оно, как оно само пожелает, вело душу либо к добродетели, либо к пороку”. Однако, говоря это, преп. Анастасий проводит параллель: “вложил в него два, сущностным образом естественных и управляющих” – и далее пишет о теле: “телу же по соизволению Божиему – руководство и управление посредством стихий.” Итак, имея в виду приводимую святым аналогию, из персоналистского понимания таких выражений следует, что и в отношении тела существуют какие-то стихии, которые находятся вне его и управляют им. Полагаю, ни один персоналист не решится сказать, что стихии относятся к тому, что они называют личностью. На самом же деле, тело человека и составлено из стихий: “В начале Бог, сотворив небо и землю, моря и всю эту зримую тварь, устроил ее необыкновенным образом из четырех стихий (как говорилось об этом уже ранее), то есть из огня и воды, воздуха и земли; из них же составлено тело и нас, и животных.” (Преп. Анастасий Синаит. Вопросоответ 28, п. 5), а раз так, то и обсуждаемые выражения вида “руководство и управление” не означают, что таковое осуществляется чем-то, что находится вне ни в отношении тела, ни, в силу проводимой аналогии, – в отношении души.
Изложенный выше персоналистский аргумент мог бы быть высказан и в отношении приведенных слов преп. Анастасия: “самовольное произволение, чтобы оно, как оно само пожелает, вело душу либо к добродетели, либо к пороку”. Однако, говоря это, преп. Анастасий проводит параллель: “вложил в него два, сущностным образом естественных и управляющих” – и далее пишет о теле: “телу же по соизволению Божиему – руководство и управление посредством стихий.” Итак, имея в виду приводимую святым аналогию, из персоналистского понимания таких выражений следует, что и в отношении тела существуют какие-то стихии, которые находятся вне его и управляют им. Полагаю, ни один персоналист не решится сказать, что стихии относятся к тому, что они называют личностью. На самом же деле, тело человека и составлено из стихий: “В начале Бог, сотворив небо и землю, моря и всю эту зримую тварь, устроил ее необыкновенным образом из четырех стихий (как говорилось об этом уже ранее), то есть из огня и воды, воздуха и земли; из них же составлено тело и нас, и животных.” (Преп. Анастасий Синаит. Вопросоответ 28, п. 5), а раз так, то и обсуждаемые выражения вида “руководство и управление” не означают, что таковое осуществляется чем-то, что находится вне ни в отношении тела, ни, в силу проводимой аналогии, – в отношении души.
См. также и объяснение самого преп. Иоанна Дамаскина: "_Разумная же природа_ обладает свободой подчиниться природному желанию и не подчиниться, но победить (Ή δέ λογικὴ φύσις ἐξουσίαν ἔχει ὑποκύψαι τῇ φυσικῇ ὀρέξει και μὴ ὑποκύψαι ἀλλὰ νικῆσαι)." (Institutio elementaris, 10)


=== Примечания ===
=== Примечания ===

Навигация