(Храповицкий) Антоний, митр.: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
(Новая страница: «{{unfinished article}} '''(Храповицкий) Антоний''', митр. (17.03/29.03.1863, Ватагино, Новгородская губерния — 10.08.1936, Сремские Карловцы, Королевство Югославия) — еретик. == Общая характеристика мировоззрения == '''Свт. Серафим (Соболев).''' В своей статье «Догмат искупления» М...»)
 
Нет описания правки
Строка 19: Строка 19:
== Лжеучения ==
== Лжеучения ==


=== Ересь об объединении людей между собой по естеству подобно объединению Ипостасей Троицы ===
Митр. Антоний (Храповицкий): "Едино естество Трех Лиц Пресвятой Троицы, и мы не говорим, что у нас три бога, но единый Бог; у Него единая воля, единая мысль, единое блаженство. Отсюда видно, что естество, или природа, не есть отвлечение нашим умом общих признаков от различных предметов или лиц, а некая реальная сущность, реальная воля, реальная сила, действующая в отдельных Лицах. – Хорошо, ответит возражатель, но это так лишь в высочайшем Естестве Божием: о триединстве мы знаем только в Нем, а в отношении к ограниченным существам, начиная с людей и продолжая животными, растениями и камнями, разве неправильно общепринятое воззрение на естество, как на отвлеченное понятие, содержащее в себе общие каждой особи свойства ее жизни? Разве вы решитесь утверждать, что у всех людей одна воля и что Иван, Петр и Павел, хотя и три лица, но один человек?
Представьте себе, на последний вопрос св. Григорий Нисский отвечает именно утвердительно. Мы не раз ссылались в печати на его послание «к Авлавию о том, что не три бога». В этом послании св. Григорий отвечает Авлавию, что такое выражение как: «три человека», неправильно, потому что человек один, а существуют различные человеческие личности. – Но что же между ними общего, если они друг друга терпеть не могут? – спросит читатель.
Здесь ответ в самом вопросе. Бог не для ненависти и не для себялюбия создал человека, и сознание своей резкой отдельности от других, присущее каждому из нас, есть сознание ненормальное, порожденное грехом. От него люди освобождаются по мере того, как освобождаются от себялюбия, и тогда в их самосознании бледнеет самолюбивое и самоотстойчивое ''я'' и заменяется исполненным любви и сострадания иным существом – мы.<ref>''Антоний (Храповицкий), архиеп.'' Догмат Искупления. // Богословский Вестник. 1917. Т. 2. № 10-12. С. 298-299.</ref>
Ср.:
'''Прп. Иоанн Дамаскин.''' Петр и Павел – одной и той же природы и имеют одно общее естество. Ибо каждый из них – живое существо, разумное, смертное; и каждый есть плоть, одушевленная душою как разумною, так и одаренною рассудительностью. Итак, эта общая природа может быть созерцаема разумом. Ибо ипостаси не находятся друг в друге, но каждая – особо и порознь, то есть поставлена отдельно сама по себе, имея весьма многое, отличающее ее от другой. Ибо они и отделяются местом, и различаются по времени, и отличаются по уму и по силе, и по наружности, то есть форме, и по состоянию, и темпераменту, и достоинству, и образу жизни, и по всем характеристическим особенностям; <u>более же всего отличаются тем, что существуют не друг в друге, но – отдельно. Почему и называются и двумя, и тремя человеками, и многими.
Это же можно усмотреть и во всей твари. Но в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице – противоположное.</u> Ибо там общность и единство созерцается [самым] делом, по причине совечности [Лиц] и тождества Их существа, и деятельности, и воли, и по причине согласия познавательной способности, и – тождества власти, и силы, и благости. Я не сказал: подобия, но: тождества, также – единства происхождения движения. Ибо – одна сущность, одна благость, одна сила, одно желание, одна деятельность, одна власть, одна и та же самая, не три, подобные друг другу, но одно и то же самое движение Трех Лиц. Ибо каждое из Них не в меньшей степени имеет единство с другим, чем Само с Собою; это – потому, что Отец, и Сын, и Святой Дух суть во всем единое, кроме нерождаемости, и рождения, и исхождения; мыслию же разделенное. Ибо мы знаем единого Бога; но замечаем мыслию различие в одних только свойствах как отечества, так и сыновства и исхождения; как относительно причины, так и того, что ею произведено, и исполнения Ипостаси, то есть образа бытия. Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что Ипостаси находятся Одна в Другой, не так, чтобы Они сливались, но так, что тесно соединяются, по слову Господа, сказавшего: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин. 14, 11); ни о различии воли, или разума, или деятельности, или силы, или чего-либо другого, что в нас производит действительное и совершенное разделение. Поэтому об Отце, и Сыне, и Святом Духе говорим <u>не как о трех богах, но вернее как об едином Боге</u>, Святой Троице. (ТИПВ, гл. 8)
=== Ересь об объединении людей с Богом по естеству ===
Митр. Антоний (Храповицкий): "Сам Господь... учит о новом Существе, в коем Он объединится и уже объединяется с верующими, как дерево, пребывающее единым растением во всех своих ветвях (Ин.15:1–9). Итак, единство человеческого естества, поколебленное грехом Адама и его потомков, должно чрез Христа и Его искупляющую любовь постепенно восстановляться с такою силою, что в будущей жизни единство это выразится сильнее, чем множественность человеческих личностей, и Христос, объединенный в одно Существо со всеми нами, называется уже единым Новым Человеком или единою Церковью, будучи, в частности, ее Главою".<ref>Там же. С. 302.</ref>
Ср.:
'''Свт. Иоанн Златоуст.''' «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви» (Ин. 15:1). Что Он хочет сказать этой притчей? То, что не внимающему Его словам невозможно жить и что будущие знамения совершаются силою Христовою. «Отец Мой – виноградарь». Что же? Значит, Сын нуждается в помощи? Нет; указание на Отца не означает этого. В самом деле, смотри, с какою точностью Он излагает притчу. Только о ветвях говорит, что они пользуются попечением делателя, а не о корне. О корне здесь упомянуто только для того, чтобы показать ученикам, что без Его силы они ничего не могут делать и что им должно так <u>соединиться с Ним [[Вера |верою]], как ветви с лозою</u>. (Беседа 76 на Евангелие от Иоанна)
'''Прп. Симеон Новый Богослов.''' Сын Божий для того соделался Сыном Человеческим, чтобы нас человеков соделать сынами Божиими, возводя род наш по благодати в то, что Сам Он есть по естеству. (Добротолюбие, т. V, стр. 44.)
=== Отрицание [[Догмат Искупления| святоотеческого учения об Искуплении]] ===
=== Отрицание [[Догмат Искупления| святоотеческого учения об Искуплении]] ===


Навигация