Догмат Искупления: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:
'''Свт. Василий Великий.''' Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу «измену» за всех нас, потому что Его «предположи Бог очищение верою в крови Его» (Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их. Как же искупит человек обыкновенный? Пророк говорит сперва утвердительно: «брат не избавит», а потом с силою присовокупляет вопросительно: «избавит ли человек»? Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех. Он и за себя не мог дать «измены», когда впал в прегрешение, и после столь великих чудес и знамений, какие видел, произнес слово сомнения: «Послушайте мене, непокоривии: еда из камене сего изведем вам воду»? Почему и Господь за сие слово «рече к Моисею и Аарону: понеже не веровасте» Мне, «освятити Мя пред сынми Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им» (Числ. 20, 10, 12). Посему «не даст Богу измены за ся». Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и «куплени ценою» (ср.: 1Кор. 6, 20). (Беседа на псалом 48-й)
'''Свт. Василий Великий.''' Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу «измену» за всех нас, потому что Его «предположи Бог очищение верою в крови Его» (Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их. Как же искупит человек обыкновенный? Пророк говорит сперва утвердительно: «брат не избавит», а потом с силою присовокупляет вопросительно: «избавит ли человек»? Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех. Он и за себя не мог дать «измены», когда впал в прегрешение, и после столь великих чудес и знамений, какие видел, произнес слово сомнения: «Послушайте мене, непокоривии: еда из камене сего изведем вам воду»? Почему и Господь за сие слово «рече к Моисею и Аарону: понеже не веровасте» Мне, «освятити Мя пред сынми Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им» (Числ. 20, 10, 12). Посему «не даст Богу измены за ся». Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и «куплени ценою» (ср.: 1Кор. 6, 20). (Беседа на псалом 48-й)


'''Свт. Афанасий Великий.''' "Поелику же, наконец, надлежало заплатить долг, лежащий на всех; ибо, по сказанному выше, должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия; то после того, как доказал Божество Свое делами, приносить, наконец, и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общего воскресения, доказать, что Он выше и смерти". (Слово о воплощении Бога-Слова и пришествии Его к нам во плоти, гл. 4, 20)
'''Свт. Афанасий Великий.''' Поелику же, наконец, надлежало заплатить долг, лежащий на всех; ибо, по сказанному выше, должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия; то после того, как доказал Божество Свое делами, приносить, наконец, и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общего воскресения, доказать, что Он выше и смерти. (Слово о воплощении Бога-Слова и пришествии Его к нам во плоти, гл. 4, 20)


'''Свт. Кирилл Иерусалимский.''' Претерпел это Спаситель, примирив кровью креста небесное и земное, ибо мы были врагами по причине греха, и Бог определял смерть грешнику. Которая же из двух должна была быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос грехи наши телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет 2:24). Не маловажен был Умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был Человек, не Ангел только был, но - Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда Умершего за них. Не столько бы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою - положивший, когда восхотел, и опять - когда восхотел, принявший ее. (Огласительные слова для просвещаемых)
'''Свт. Кирилл Иерусалимский.''' Претерпел это Спаситель, примирив кровью креста небесное и земное, ибо мы были врагами по причине греха, и Бог определял смерть грешнику. Которая же из двух должна была быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос грехи наши телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет 2:24). Не маловажен был Умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был Человек, не Ангел только был, но - Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда Умершего за них. Не столько бы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою - положивший, когда восхотел, и опять - когда восхотел, принявший ее. (Огласительные слова для просвещаемых)

Навигация