Добровольность неукоризненных страстей у Христа: различия между версиями

Материал из patristics
Перейти к навигацииПерейти к поиску
нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
 
Строка 51: Строка 51:




'''Преп. Анастасий Синаит.''' Точно так же, когда видишь Его от пути сидящего, утрудившегося и отдыхающего, не бойся сказать, что Он добровольно отдыхал сидя, согласно желанию уставшего тела отдыхать. И когда видишь Его на возглавии спящим не отказывайся говорить, что Он добровольно спал, согласно энергии тела. […] Он, добровольно алчущий как человек, есть хлеб, с небес сшедший […] Он все совершал добровольно, а не по некой необходимости […] В самом деле, добровольно схождение с небес, добровольны Воплощение, беременность [Девы Марии], добровольны время, рождение, рост [тела], кормление грудью, голод, жажда, усталость, сон, вольные страсти, Крест, смерть, Воскресение […] мы по необходимости подчиняемся природным потребностям тела, а Христос, будучи Богом, Господом и Творцом природы, управлял всем, что свойственно [человеческой] природе, когда хотел и как хотел. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы. [...] // Богословский вестник, № 24-25, 2017. С. 580, 584, 588-589.</ref>)
'''Преп. Анастасий Синаит.''' Точно так же, когда видишь Его от пути сидящего, утрудившегося и отдыхающего, не бойся сказать, что Он <u>добровольно отдыхал</u> сидя, согласно желанию уставшего тела отдыхать. И когда видишь Его на возглавии спящим не отказывайся говорить, что Он <u>добровольно спал</u>, согласно энергии тела. […] Он, добровольно алчущий как человек, есть хлеб, с небес сшедший […] Он все совершал добровольно, а не по некой необходимости […] В самом деле, добровольно схождение с небес, добровольны Воплощение, беременность [Девы Марии], добровольны время, рождение, рост [тела], кормление грудью, голод, жажда, усталость, сон, вольные страсти, Крест, смерть, Воскресение […] <u>мы по необходимости подчиняемся природным потребностям тела, а Христос, будучи Богом, Господом и Творцом природы, управлял всем, что свойственно [человеческой] природе, когда хотел и как хотел</u>. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы. [...] // Богословский вестник. № 24-25. 2017. С. 580, 584, 588-589.</ref>)
 
Поэтому Отец [свт. Григорий Нисский], используя это свое правило, при толковании [слов] «Блаженны алчущие» в творении «О блаженствах» говорит о Христе Сыне Божием, что «сорок дней пребыв без пищи, Он “напоследок взалкал”: ибо, когда хотел, давал естеству время делать свойственное ему» [Gregorius Nyssenus. Orationes de beatitudinibus 4 // PG 44, 1237:6-7]. (Главы против монофелитов<ref>Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 3-4 главы. [...] // Богословский вестник. № 26-27. 2017. С. 497.</ref>)
 
 
'''Преп. Иоанн Дамаскин.''' И так как один Христос и один и тот же Желающий сообразно с каждым из двух естеств, то мы скажем, что предмет желания в Нем – один и тот же, не потому, что Он желал одного только того, чего желал по естеству как Бог, ибо не свойственно Божеству желание есть, пить и подобное, но потому что Он желал и того, что составляет человеческую природу, не вследствие противоположности мнения, но вследствие свойства естеств; ибо <u>тогда Он естественно желал этого, когда желала и божественная Его воля, и позволяла плоти страдать и делать то, что ей было свойственно</u>. (ТИПВ, 58)
 
Ибо не по собственному побуждению оно проявляло стремление к естественным чувствам и не по собственному побуждению предпринимало самое удаление и уклонение от печального или терпело то, что извне приключалось, но двигалось согласно с условиями своей природы, когда Слово желало и, в целях домостроительства, позволяло ему страдать и совершать то, что было свойственно, для того чтобы через посредство дел естества была удостоверена истина. (ТИПВ, 59. О действованиях, которые имеют место в Господе нашем Иисусе Христе)
 
Ибо сказавший: так как и тот, и другой вид действует с соучастием другого, что иное сделал, сравнительно с тем, кто сказал: и постився дний четыредесять... последи взалка (Мф. 4, 2), потому что [Спаситель], когда хотел, позволял природе совершать свойственное ей (ТИПВ, 59)
 
Итак, божественная природа приобщается к плоти, действующей вследствие того, что, по благоволению божественной воли, ей позволяется страдать и совершать свойственное ей, – и вследствие того, что действие плоти несомненно было спасительно, что есть признак не человеческого действия, но божественного. (ТИПВ, 3:19 (63))
 
От того же, что гибельно для жизни, Он отвращался, как, например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершалось и по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно – по Своему хотению. Поэтому самая боязнь, страх и борение – относятся к страстям естественным, безупречным и не подлежащим греху (ТИПВ, 3:23)
 
Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно, а превыше естества, потому что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все как добровольное. Ибо желая Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер. (ТИПВ, 64)
 
 
'''Свт. Феодор Абу-Курра.''' Дабы подкрепить сказанное, я вам [642] приведу пример того из присущего человеку, что случилось с Ним. Пусть это будет голод. Ибо когда вечный Сын захотел голодать, Он позволил силе воздуха воздействовать на Его плоть, так что то, что было на ее [плоти] поверхности, в порах на коже, подверглось воздействию воздуха. Затем часть плоти, граничащая с воздухом, втянула в себя питание из частей, к которым она, впитавшая воздух, примыкает. Они же вбирают в себя питание из пустых полостей, снабжаемых очередным [свежим] перевариванием соответствующей пищи и питающихся от вен, проросших в них из печени. Вены же [питаются] от печени. Печень же — от двух вен, выросших из желудка, а эти вены — от желудка, а пустой желудок требует снабжения пищей извне. Таким вот образом, братья, и случилось вечному Сыну голодать. Он голодал по Собственному свободному желанию, а не по естественной необходимости, и очевидное доказательство этому то, что [643] оставаясь в течение сорока дней ничего не вкушавшим, Он после [этого] взалкал. Ведь если бы воздух властвовал над Его плотью, так же как над каждой нашей, не прошло бы и одного дня или двух, или трех, как Он взалкал бы, как мы наблюдаем это у самих себя [644]. Однако когда Он возжелал, то предоставил природе действовать и проявлять то, что ей надлежит; точно так же Он добровольно принял смерть [645]. Слушайте, как Истина сказала сама за себя: «Имею власть отдать мою душу, и власть имею опять принять ее. И никто не заберет ее у Меня» (Ин. 10,18). (Послание к армянам)
 
 
'''Свт. Феофилакт Болгарский.''' Постится столько времени, сколько Моисей и Илия, а если бы дольше, то воплощение Его показалось бы призрачным. – Напоследок взалкал. – <u>Когда уступил природе, тогда и взалкал</u>, чтобы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу. (Толкование на Мф. 4)
 
"Зная", говорит, "Иисус, что уже все совершилось", то есть, что не остается ничего неисполненного в плане домостроительства Божия. Так свободна была смерть Его. Ибо кончина для тела Его наступила не прежде, как Сам Он восхотел, и Он восхотел после того, как все исполнил. Посему-то и говорил: "власть имею положить душу Мою" (Ин. 10, 18)." (Толкование на Ин. 19)
 
 
'''Архиеп. Макарий Синаит.''' Он не был рабом естественных потребностей, ведь Он перенес добровольно и рождение, и голод, и жажду, и усталость, и скорбь, и все человеческие страдания, и прободение копьем, и пригвождение, и саму смерть. (О посте на сырной седмице<ref>Александр Трейгер. Макарий Синаит. «О посте на сырной седмице». Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 114.</ref>)
 
 
'''Свт. Григорий Палама.''' ибо, постившись в пустыни сорок дней и не голодая – ибо если и имел тело, способное испытывать страдание, но тогда не совершил бы этого и не выдержал, если бы не допустила сего, сочетанная с телом, сила Всемогущего – Он, как говорит Евангелие, потом взалкал. (Омилия 16)
 
 
'''Свт. Игнатий (Брянчанинов).''' Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении. Нет! Оно как тело всесовершенного Бога всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их (Изложение учения ПЦ о Божией Матери)


==== Сноски ====
==== Сноски ====

Навигация