Догмат Искупления: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)
Строка 44: Строка 44:


'''Тропарь Великого Пятка.''' Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя Честно́ю Твое́ю Кро́вию
'''Тропарь Великого Пятка.''' Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя Честно́ю Твое́ю Кро́вию
'''Канон Воскресный. Глас 4, песнь 5, тропарь 2.''' Ты́ взя́л ми́ еси́, Христе́, прегреше́ний осужде́ние


'''Канон Воскресный. Глас 6, песнь 6, тропарь 1.''' Распина́емь, Влады́ко, гвоздьми́ у́бо, / кля́тву ю́же на нас потреби́л еси́: / копие́м же пробода́емь в ребро́, // ада́мово рукописа́ние растерза́в, мир свободи́л еси́.
'''Канон Воскресный. Глас 6, песнь 6, тропарь 1.''' Распина́емь, Влады́ко, гвоздьми́ у́бо, / кля́тву ю́же на нас потреби́л еси́: / копие́м же пробода́емь в ребро́, // ада́мово рукописа́ние растерза́в, мир свободи́л еси́.


'''Канон Воскресный. Глас 7, песнь 3, тропарь 1.''' Ты возше́д на дре́во, / о нас боле́знуеши во́лею, благоутро́бне Спа́се, / и терпи́ши я́зву, примире́ния хода́таи̮ственну, и спасе́ния ве́рным: // е́юже Твоему́, Ми́лостиве, вси примири́хомся Роди́телю.
'''Канон Воскресный. Глас 7, песнь 3, тропарь 1.''' Ты возше́д на дре́во, / о нас боле́знуеши во́лею, благоутро́бне Спа́се, / и терпи́ши я́зву, примире́ния хода́таиственну, и спасе́ния ве́рным: // е́юже Твоему́, Ми́лостиве, вси примири́хомся Роди́телю.


'''Канон Воскресный. Глас 7, песнь 8, тропарь 1.''' Пречи́стый А́гнец слове́сный за мир закла́н быв, / преста́ви я́же по зако́ну приноси́мая, / очи́стив сего́ кроме́ прегреше́ний я́ко Бог, при́снозову́ща: // вся дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте, и превозноси́те во вся ве́ки.
'''Канон Воскресный. Глас 7, песнь 8, тропарь 1.''' Пречи́стый А́гнец слове́сный за мир закла́н быв, / преста́ви я́же по зако́ну приноси́мая, / очи́стив сего́ кроме́ прегреше́ний я́ко Бог, при́снозову́ща: // вся дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте, и превозноси́те во вся ве́ки.
Строка 78: Строка 80:


Хотя, (предлагавшая плод) была и одной с ним природы, и жена его, но ему, как живо помнившему заповедь Божию, нужно было предпочесть ее неуместному желанию жены, не принимать участия в преступлении, для кратковременного удовольствия не лишать себя стольких благ и не оскорблять такого Благодетеля, который явил ему столько любви и даровал такую безболезненную и безбедную жизнь. (Беседы на книгу Бытия, 16.4)
Хотя, (предлагавшая плод) была и одной с ним природы, и жена его, но ему, как живо помнившему заповедь Божию, нужно было предпочесть ее неуместному желанию жены, не принимать участия в преступлении, для кратковременного удовольствия не лишать себя стольких благ и не оскорблять такого Благодетеля, который явил ему столько любви и даровал такую безболезненную и безбедную жизнь. (Беседы на книгу Бытия, 16.4)
'''Прав. Николай Кавасила.''' Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога [...] Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу. (Семь слов о жизни во Христе, 4)


'''Свт. Иннокентий Московский.''' За кого страдал Иисус Христос? За всех грешников, от Адама и до скончания веков. Он страдал и за тех самых, которые Его мучили, и за врагов Своих, которые предали Его такому мучению, и за тех, которые, получив от Него бесчисленные благодеяния, не только не благодарили Его, но еще ненавидели и гнали. Он страдал и за всех нас, которые <u>оскорбляем</u> Его каждодневно своими неправдами, злобами и страшным равнодушием к страданиям Его за нас, которые неблагодарностию и мерзкими грехами своими как бы вторично пригвождаем Его ко кресту.<ref>Указание пути в Царство Небесное / Беседа высокопреосвящ. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. - Изд. 25-е. - Москва: Синод. тип., 1890. C. 15.</ref>
'''Свт. Иннокентий Московский.''' За кого страдал Иисус Христос? За всех грешников, от Адама и до скончания веков. Он страдал и за тех самых, которые Его мучили, и за врагов Своих, которые предали Его такому мучению, и за тех, которые, получив от Него бесчисленные благодеяния, не только не благодарили Его, но еще ненавидели и гнали. Он страдал и за всех нас, которые <u>оскорбляем</u> Его каждодневно своими неправдами, злобами и страшным равнодушием к страданиям Его за нас, которые неблагодарностию и мерзкими грехами своими как бы вторично пригвождаем Его ко кресту.<ref>Указание пути в Царство Небесное / Беседа высокопреосвящ. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. - Изд. 25-е. - Москва: Синод. тип., 1890. C. 15.</ref>
Строка 86: Строка 90:


'''Преп. Ефрем Сирин.''' Поскольку долги наши вследствие отпадения от Бога превзошли все своей многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись (на землю), повсюду сделался пленителем всех и ни в утробе, ни в рождестве, ни в крещении не уничтожал долгов наших, пока преданный на Крест не вкусил смерти, так что Смерть Его сравнялась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения (собр. твор., т. 4, Толкование на Четвероевангелие, гл. 21)
'''Преп. Ефрем Сирин.''' Поскольку долги наши вследствие отпадения от Бога превзошли все своей многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись (на землю), повсюду сделался пленителем всех и ни в утробе, ни в рождестве, ни в крещении не уничтожал долгов наших, пока преданный на Крест не вкусил смерти, так что Смерть Его сравнялась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения (собр. твор., т. 4, Толкование на Четвероевангелие, гл. 21)
'''Прав. Николай Кавасила.''' Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога [...] Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу. (Семь слов о жизни во Христе, 4)


'''Свт. Игнатий (Брянчанинов).''' Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену. (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери)
'''Свт. Игнатий (Брянчанинов).''' Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену. (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери)
Строка 125: Строка 131:
'''Рим. 5:10.''' Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
'''Рим. 5:10.''' Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.


'''Канон Воскресный. Глас 7, песнь 3, тропарь 1.''' Ты возше́д на дре́во, / о нас боле́знуеши во́лею, благоутро́бне Спа́се, / и терпи́ши я́зву, примире́ния хода́таи̮ственну, и спасе́ния ве́рным: // е́юже Твоему́, Ми́лостиве, вси примири́хомся Роди́телю.
'''Канон Воскресный. Глас 7, песнь 3, тропарь 1.''' Ты возше́д на дре́во, / о нас боле́знуеши во́лею, благоутро́бне Спа́се, / и терпи́ши я́зву, примире́ния хода́таиственну, и спасе́ния ве́рным: // е́юже Твоему́, Ми́лостиве, вси примири́хомся Роди́телю.


'''Канон Воскресный. Глас 8, песнь 4, тропарь 1.''' Ты врага́ су́ща мя зело́ возлюби́л еси́: / Ты истоща́нием стра́нным соше́л еси́ на зе́млю, Благоутро́бне Спа́се, / после́дняго моего́ досажде́ния не отве́ргся, / и пребы́в на высоте́ пречи́стыя Твоея́ сла́вы, // пре́жде безче́ствованнаго просла́вил еси́.
'''Канон Воскресный. Глас 8, песнь 4, тропарь 1.''' Ты врага́ су́ща мя зело́ возлюби́л еси́: / Ты истоща́нием стра́нным соше́л еси́ на зе́млю, Благоутро́бне Спа́се, / после́дняго моего́ досажде́ния не отве́ргся, / и пребы́в на высоте́ пречи́стыя Твоея́ сла́вы, // пре́жде безче́ствованнаго просла́вил еси́.
Строка 152: Строка 158:


Подлинно, если и настоящие блага, которыми пользуемся, уже даны ради тех, которых ожидаем еще, то Даровавший настоящие, верно, дарует и ожидаемые. И если сии полученные нами блага Он даровал нам тогда, когда мы были еще врагами Его, то тем паче дарует нам будущие, когда мы сделались уже любезными Ему." (Цит. по: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном Затворником, 1.1.в)
Подлинно, если и настоящие блага, которыми пользуемся, уже даны ради тех, которых ожидаем еще, то Даровавший настоящие, верно, дарует и ожидаемые. И если сии полученные нами блага Он даровал нам тогда, когда мы были еще врагами Его, то тем паче дарует нам будущие, когда мы сделались уже любезными Ему." (Цит. по: Второе послание к коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном Затворником, 1.1.в)
'''Прав. Николай Кавасила.''' Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога [...] Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу. (Семь слов о жизни во Христе, 4)


'''Свт. Филарет Черниговский.''' Что Иисус Христос есть Искупитель мира, – это церковь христианская в первые века свои повторяла всего чаще; это предлагала и через проповедников своих и устами мучеников и в символах и в действиях богослужебных. До времен [еретика] Пелагия предлагала она откровенное учение о Примирителе мира в простоте слов и мысли, большей частью повторяя слова самого откровения. Отцы второго, третьего и четвертого веков предлагали, как твердую веру всей церкви, ту мысль, что смерть Христова – жертва за грехи рода человеческого, или как писал св. Ириней, «собственной кровью искупил нас Господь, отдал душу за наши души, тело свое за наше тело» (Adv. hаer V. § 1) (Православное догматическое богословие. Том 2. § 206. Учение церкви о Примирителе: а) до Пелагия)
'''Свт. Филарет Черниговский.''' Что Иисус Христос есть Искупитель мира, – это церковь христианская в первые века свои повторяла всего чаще; это предлагала и через проповедников своих и устами мучеников и в символах и в действиях богослужебных. До времен [еретика] Пелагия предлагала она откровенное учение о Примирителе мира в простоте слов и мысли, большей частью повторяя слова самого откровения. Отцы второго, третьего и четвертого веков предлагали, как твердую веру всей церкви, ту мысль, что смерть Христова – жертва за грехи рода человеческого, или как писал св. Ириней, «собственной кровью искупил нас Господь, отдал душу за наши души, тело свое за наше тело» (Adv. hаer V. § 1) (Православное догматическое богословие. Том 2. § 206. Учение церкви о Примирителе: а) до Пелагия)
Строка 194: Строка 202:


'''Преп. Иоанн Дамаскин.''' Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо греха не сотвори (1 Петр. 2, 22) вземляй грех мира (Ин. 1, 29), ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53, 9), – не подлежал смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим. 5, 12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит в жертву за нас Отцу. Ибо мы согрешили пред Отцем, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, предложенный за нас, и чтобы мы таким образом освободились от осуждения. (ТИПВ, книга третья, гл. XXVII)
'''Преп. Иоанн Дамаскин.''' Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо греха не сотвори (1 Петр. 2, 22) вземляй грех мира (Ин. 1, 29), ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53, 9), – не подлежал смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим. 5, 12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит в жертву за нас Отцу. Ибо мы согрешили пред Отцем, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, предложенный за нас, и чтобы мы таким образом освободились от осуждения. (ТИПВ, книга третья, гл. XXVII)
'''Свт. Симеон Фессалоникийский.''' Христос принес Себя в жертву за нас (О священнодействиях и таинствах церковных, 48)


'''Преп. Макарий Алтайский.''' Иисус Христос Сын Божий как второй Адам и Господь с небеси один за всех человеков исполнил правду, или закон Божий, совершенно: взял на Себя беззакония и грехи всех человеков и за грехи всего мира страдал, пролил пречистую Кровь Свою, умер как человек на Кресте, принесши Богу сию, по бесконечному величеству Божества Его на все веки простирающую всеспасительные действия Свои, бесконечную в благотворных плодах Своих жертву умилостивления; заслужил, приобрел, получил от Бога, по неизменному закону правды Его, для всех грешников всепрощение, освобождение от осуждения за грехи, избавление от гнева Божия и вечной муки и отверз верующим Царство Небесное. (Алфавит Библии, 1.4)
'''Преп. Макарий Алтайский.''' Иисус Христос Сын Божий как второй Адам и Господь с небеси один за всех человеков исполнил правду, или закон Божий, совершенно: взял на Себя беззакония и грехи всех человеков и за грехи всего мира страдал, пролил пречистую Кровь Свою, умер как человек на Кресте, принесши Богу сию, по бесконечному величеству Божества Его на все веки простирающую всеспасительные действия Свои, бесконечную в благотворных плодах Своих жертву умилостивления; заслужил, приобрел, получил от Бога, по неизменному закону правды Его, для всех грешников всепрощение, освобождение от осуждения за грехи, избавление от гнева Божия и вечной муки и отверз верующим Царство Небесное. (Алфавит Библии, 1.4)
Строка 224: Строка 234:


'''Свт. Григорий Палама.''' Но поскольку человек в начале был справедливо оставлен Богом, потому что он первый Его оставил, и добровольно притек к начальнику зла (диаволу), доверившись ему, обманным путем советовавшему противоположное (заповеди Божией), то он справедливо и был отдан ему; и таким образом, по зависти лукавого и по справедливому допущению Благого (Бога), человек ввел смерть в мир, которая, вследствие превосходящей злобы злоначальника, и стала сугубой [...] Итак, поскольку справедливо мы были преданы в рабство диаволу и смерти, то долженствовало, конечно, чтобы и возвращение человеческого рода в свободу и жизнь было совершено Богом по принципу правды. Но не только Божественным Правосудием человек был отдан в рабство позавидовавшему ему диаволу, но и сам диавол, отстранив от себя праведность, беззаконно же став любителем власти и самодержавия, – лучше же сказать, – тирании, – противящимся правде, насилием действовал против человека. Итак, Богу было угодно сначала принципом правды низложить диавола, – именно, как тот является ее нарушителем, – а затем уже и силою (низложить его) в день Воскресения и Будущего Суда; ибо это – наилучший порядок: чтобы правда предшествовала силе, и есть дело божественного по-истине и благого владычества, а не – тирании, где правда могла бы лишь следовать за силою. Происходит известная параллель: – как от начала человекоубийца диавол восстал на нас по зависти и ненависти, так Начальник жизни подвигся за нас по преизбытку человеколюбия и благости; как тот беззаконно жаждал уничтожения Божией твари, так Творец сильно желал спасти дело Своего творения; как тот, действуя беззаконием и обманом, соделал себе победу и падение человека, так Избавитель в праведности и премудрости нанес полное поражение начальнику зла и совершил обновление Своего создания. Итак, Бог мог бы действовать силою, но не сделал этого, а поступил так, как это соответствовало Ему, – именно действуя принципом правды. На основании же сего, самый принцип Правды (Правосудия) приобрел особое значение, именно по той причине, что она была предпочтена со стороны Того, Кто обладает силою непобедимою; подобало же и людей научить, чтобы они чрез дела проявляли праведность ныне в это тленное время, дабы во время бессмертия, прияв силу, имели ее нетеряемой. (Омилия 16)
'''Свт. Григорий Палама.''' Но поскольку человек в начале был справедливо оставлен Богом, потому что он первый Его оставил, и добровольно притек к начальнику зла (диаволу), доверившись ему, обманным путем советовавшему противоположное (заповеди Божией), то он справедливо и был отдан ему; и таким образом, по зависти лукавого и по справедливому допущению Благого (Бога), человек ввел смерть в мир, которая, вследствие превосходящей злобы злоначальника, и стала сугубой [...] Итак, поскольку справедливо мы были преданы в рабство диаволу и смерти, то долженствовало, конечно, чтобы и возвращение человеческого рода в свободу и жизнь было совершено Богом по принципу правды. Но не только Божественным Правосудием человек был отдан в рабство позавидовавшему ему диаволу, но и сам диавол, отстранив от себя праведность, беззаконно же став любителем власти и самодержавия, – лучше же сказать, – тирании, – противящимся правде, насилием действовал против человека. Итак, Богу было угодно сначала принципом правды низложить диавола, – именно, как тот является ее нарушителем, – а затем уже и силою (низложить его) в день Воскресения и Будущего Суда; ибо это – наилучший порядок: чтобы правда предшествовала силе, и есть дело божественного по-истине и благого владычества, а не – тирании, где правда могла бы лишь следовать за силою. Происходит известная параллель: – как от начала человекоубийца диавол восстал на нас по зависти и ненависти, так Начальник жизни подвигся за нас по преизбытку человеколюбия и благости; как тот беззаконно жаждал уничтожения Божией твари, так Творец сильно желал спасти дело Своего творения; как тот, действуя беззаконием и обманом, соделал себе победу и падение человека, так Избавитель в праведности и премудрости нанес полное поражение начальнику зла и совершил обновление Своего создания. Итак, Бог мог бы действовать силою, но не сделал этого, а поступил так, как это соответствовало Ему, – именно действуя принципом правды. На основании же сего, самый принцип Правды (Правосудия) приобрел особое значение, именно по той причине, что она была предпочтена со стороны Того, Кто обладает силою непобедимою; подобало же и людей научить, чтобы они чрез дела проявляли праведность ныне в это тленное время, дабы во время бессмертия, прияв силу, имели ее нетеряемой. (Омилия 16)
'''Прав. Николай Кавасила.''' Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога [...] Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу. (Семь слов о жизни во Христе, 4)


'''Свт. Геннадий Схоларий.''' Поскольку человеческое естество, вследствие непокорности Богу отделившееся от Бога и от предназначенного ему назначения и уже в течение долгого времени сжившееся с мучительным состоянием и не имевшее, таким образом, возможности воздать долг (δίκην δούναι) и очиститься, исполненное же, поистине, страстями и впавшее в крайнее заблуждение, было бессильно вообще воздать свой долг и получить прощение — так, чтобы Божие Правосудие получило нечто соответствующее ему, и благость Его одержала бы верх над нашей испорченностью — если бы только Бог Сам Себе не воздал долг за нас и посредством Самого Себя не дал бы нам в ответ на это прощение… Бог … Сам лично соединился с человеческим естеством… и воспринятая плоть и душа (человеческие) стали Божией плотью и душою… воспринятый же человек воздает свой долг Воспринявшему Богу, и безграничность и величие Приемлющего вершит величайшее дело справедливости; потому что от Самого Себя и от принадлежащего Ему Самому Он уплачивает наш долг Ему… И ради чего Христос умер крестной смертью? — Избирает Он бесчестный образ смерти, дабы и этим явить Свою любовь к нам: подъяв ради нас не только смерть, но и смерть, исполненную позора и для всех ненавистную; дабы разрешить проклятие, Сам на Себя приняв проклятие, и ни в чем не согрешив, подвергнуться ради нас, согрешивших, величайшему возмездию. (Слово в Великую Пятницу)
'''Свт. Геннадий Схоларий.''' Поскольку человеческое естество, вследствие непокорности Богу отделившееся от Бога и от предназначенного ему назначения и уже в течение долгого времени сжившееся с мучительным состоянием и не имевшее, таким образом, возможности воздать долг (δίκην δούναι) и очиститься, исполненное же, поистине, страстями и впавшее в крайнее заблуждение, было бессильно вообще воздать свой долг и получить прощение — так, чтобы Божие Правосудие получило нечто соответствующее ему, и благость Его одержала бы верх над нашей испорченностью — если бы только Бог Сам Себе не воздал долг за нас и посредством Самого Себя не дал бы нам в ответ на это прощение… Бог … Сам лично соединился с человеческим естеством… и воспринятая плоть и душа (человеческие) стали Божией плотью и душою… воспринятый же человек воздает свой долг Воспринявшему Богу, и безграничность и величие Приемлющего вершит величайшее дело справедливости; потому что от Самого Себя и от принадлежащего Ему Самому Он уплачивает наш долг Ему… И ради чего Христос умер крестной смертью? — Избирает Он бесчестный образ смерти, дабы и этим явить Свою любовь к нам: подъяв ради нас не только смерть, но и смерть, исполненную позора и для всех ненавистную; дабы разрешить проклятие, Сам на Себя приняв проклятие, и ни в чем не согрешив, подвергнуться ради нас, согрешивших, величайшему возмездию. (Слово в Великую Пятницу)
Строка 248: Строка 260:


=== Замещение ===
=== Замещение ===
'''Канон Воскресный. Глас 4, песнь 5, тропарь 2.''' Ты́ взя́л ми́ еси́, Христе́, прегреше́ний осужде́ние


'''Свт. Кирилл Иерусалимский.''' Претерпел это Спаситель, примирив кровью креста небесное и земное, ибо мы были врагами по причине греха, и Бог определял смерть грешнику. Которая же из двух должна была быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос грехи наши телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет 2:24). Не маловажен был Умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был Человек, не Ангел только был, но - Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда Умершего за них. Не столько бы согрешили, сколько сделал правды <u>Положивший за нас душу Свою</u> - положивший, когда восхотел, и опять - когда восхотел, принявший ее. (Огласительные слова для просвещаемых)
'''Свт. Кирилл Иерусалимский.''' Претерпел это Спаситель, примирив кровью креста небесное и земное, ибо мы были врагами по причине греха, и Бог определял смерть грешнику. Которая же из двух должна была быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос грехи наши телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет 2:24). Не маловажен был Умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был Человек, не Ангел только был, но - Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда Умершего за них. Не столько бы согрешили, сколько сделал правды <u>Положивший за нас душу Свою</u> - положивший, когда восхотел, и опять - когда восхотел, принявший ее. (Огласительные слова для просвещаемых)
Строка 259: Строка 273:
Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения – ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем...)
Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения – ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем...)


'''Прав. Николай Кавасила.''' Умер Бог, Кровь Божия излита на кресте. Что может быть драгоценнее сей смерти, что страшнее ее? Чем столько согрешило естество человеческое, что нужно было такое искупление? Какова должна быть язва, что для уврачевания ее нужна была сила такого врачевства? Ибо надлежало, чтобы грех был искуплен каким-либо наказанием и чтобы только понесшие достойное наказание за то, в чем согрешили пред Богом, избавлены были от осуждения. (Слово 1)
'''Прав. Николай Кавасила.''' Умер Бог, Кровь Божия излита на Кресте. Что может быть драгоценнее сей смерти, что страшнее ее? Чем столько согрешило естество человеческое, что нужно было такое искупление? Какова должна быть язва, что для уврачевания ее нужна была сила такого врачевства? Ибо надлежало, чтобы грех был искуплен каким-либо наказанием и чтобы только понесшие достойное наказание за то, в чем согрешили пред Богом, избавлены были от осуждения. (Слово 1)
 
Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога [...] Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу. (Семь слов о жизни во Христе, 4)


'''Свт. Геннадий Схоларий.''' Поскольку человеческое естество, вследствие непокорности Богу отделившееся от Бога и от предназначенного ему назначения и уже в течение долгого времени сжившееся с мучительным состоянием и не имевшее, таким образом, возможности воздать долг (δίκην δούναι) и очиститься, исполненное же, поистине, страстями и впавшее в крайнее заблуждение, было бессильно вообще воздать свой долг и получить прощение — так, чтобы Божие Правосудие получило нечто соответствующее ему, и благость Его одержала бы верх над нашей испорченностью — если бы только Бог Сам Себе не воздал долг за нас и посредством Самого Себя не дал бы нам в ответ на это прощение… Бог … Сам лично соединился с человеческим естеством… и воспринятая плоть и душа (человеческие) стали Божией плотью и душою… воспринятый же человек воздает свой долг Воспринявшему Богу, и безграничность и величие Приемлющего вершит величайшее дело справедливости; потому что от Самого Себя и от принадлежащего Ему Самому Он уплачивает наш долг Ему… И ради чего Христос умер крестной смертью? — Избирает Он бесчестный образ смерти, дабы и этим явить Свою любовь к нам: подъяв ради нас не только смерть, но и смерть, исполненную позора и для всех ненавистную; дабы разрешить проклятие, Сам на Себя приняв проклятие, и ни в чем не согрешив, подвергнуться ради нас, согрешивших, величайшему возмездию. (Слово в Великую Пятницу)
'''Свт. Геннадий Схоларий.''' Поскольку человеческое естество, вследствие непокорности Богу отделившееся от Бога и от предназначенного ему назначения и уже в течение долгого времени сжившееся с мучительным состоянием и не имевшее, таким образом, возможности воздать долг (δίκην δούναι) и очиститься, исполненное же, поистине, страстями и впавшее в крайнее заблуждение, было бессильно вообще воздать свой долг и получить прощение — так, чтобы Божие Правосудие получило нечто соответствующее ему, и благость Его одержала бы верх над нашей испорченностью — если бы только Бог Сам Себе не воздал долг за нас и посредством Самого Себя не дал бы нам в ответ на это прощение… Бог … Сам лично соединился с человеческим естеством… и воспринятая плоть и душа (человеческие) стали Божией плотью и душою… воспринятый же человек воздает свой долг Воспринявшему Богу, и безграничность и величие Приемлющего вершит величайшее дело справедливости; потому что от Самого Себя и от принадлежащего Ему Самому Он уплачивает наш долг Ему… И ради чего Христос умер крестной смертью? — Избирает Он бесчестный образ смерти, дабы и этим явить Свою любовь к нам: подъяв ради нас не только смерть, но и смерть, исполненную позора и для всех ненавистную; дабы разрешить проклятие, Сам на Себя приняв проклятие, и ни в чем не согрешив, подвергнуться ради нас, согрешивших, величайшему возмездию. (Слово в Великую Пятницу)
Строка 300: Строка 316:


'''Свт. Прокл Константинопольский.''' Узнай причину пришествия в мир воплотившагося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. [...] Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам через грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческаго рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, кто ничем не затрудняется в разделении щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда.<ref name="st_proclus_text_from_acts"/>
'''Свт. Прокл Константинопольский.''' Узнай причину пришествия в мир воплотившагося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. [...] Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам через грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческаго рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, кто ничем не затрудняется в разделении щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда.<ref name="st_proclus_text_from_acts"/>
'''Свт. Лев Великий.''' Чтобы уплатить долг, лежавший на естестве нашем, Божеское естество соединилось с естеством удобостраждущим, так что, как и требовалось для врачевства нашего, один и тот же Ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христос, мог умереть по одному естеству, и не мог умереть по-другому (Sermo 52, с. 2)


'''Преп. Максим Исповедник.''' Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас (Мистагогия, 8)
'''Преп. Максим Исповедник.''' Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас (Мистагогия, 8)
Строка 308: Строка 326:


Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения – ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем...)
Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения – ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем...)
'''Прав. Николай Кавасила.''' Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас правдой от Бога, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога [...] Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу. (Семь слов о жизни во Христе, 4)


'''Свт. Филарет Черниговский.''' общею верою церкви было, что правосудие Божие требовало, чтобы за грешников принесен был достойный выкуп и он принесен был Сыном Божьим (Ириней adv. haer. 5, 16. § 3. Афанасий de incarn. c. 9. 20. Кирилл иер[усалимский] оглаш. 13. § 23. 33. Григорий наз. Orat. 36. Твор. IV, 175–177. Иларий ad ps. 53, 12. Passio suscepta est voluntarie, offiicia ipsa satisfactura poenali). В символе вселенского собора читаем: «распятого же за ны». Св. Златоуст превосходно изобразил полноту Христовой заслуги. «Гораздо более, говорил он, заплатил за нас Христос, нежели сколько должны мы были; не в том однако смысле, что будто беспредельная цена заслуги Христовой была более беспредельной правды Божией; в беспредельном нельзя находить ни большого, ни меньшего, – а в том, что Христос не только отклонил те бедствия, которые нанес Адам, но доставил еще нам гораздо более благодеяний, т. е. благодать, жизнь и славу» (Hom. 10. in. 5 cap. ер. ad Rоm. t. 4. p. 123). (Православное догматическое богословие. Том 2. § 206. Учение церкви о Примирителе: а) до Пелагия)
'''Свт. Филарет Черниговский.''' общею верою церкви было, что правосудие Божие требовало, чтобы за грешников принесен был достойный выкуп и он принесен был Сыном Божьим (Ириней adv. haer. 5, 16. § 3. Афанасий de incarn. c. 9. 20. Кирилл иер[усалимский] оглаш. 13. § 23. 33. Григорий наз. Orat. 36. Твор. IV, 175–177. Иларий ad ps. 53, 12. Passio suscepta est voluntarie, offiicia ipsa satisfactura poenali). В символе вселенского собора читаем: «распятого же за ны». Св. Златоуст превосходно изобразил полноту Христовой заслуги. «Гораздо более, говорил он, заплатил за нас Христос, нежели сколько должны мы были; не в том однако смысле, что будто беспредельная цена заслуги Христовой была более беспредельной правды Божией; в беспредельном нельзя находить ни большого, ни меньшего, – а в том, что Христос не только отклонил те бедствия, которые нанес Адам, но доставил еще нам гораздо более благодеяний, т. е. благодать, жизнь и славу» (Hom. 10. in. 5 cap. ер. ad Rоm. t. 4. p. 123). (Православное догматическое богословие. Том 2. § 206. Учение церкви о Примирителе: а) до Пелагия)
Строка 336: Строка 356:


'''Свт. Прокл Константинопольский.''' Узнай причину пришествия в мир воплотившагося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. [...] Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам через грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческаго рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, кто ничем не затрудняется в разделении щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда.<ref name="st_proclus_text_from_acts"/>
'''Свт. Прокл Константинопольский.''' Узнай причину пришествия в мир воплотившагося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. [...] Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам через грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческаго рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, кто ничем не затрудняется в разделении щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда.<ref name="st_proclus_text_from_acts"/>
'''Свт. Лев Великий.''' Чтобы уплатить долг, лежавший на естестве нашем, Божеское естество соединилось с естеством удобостраждущим, так что, как и требовалось для врачевства нашего, один и тот же Ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христос, мог умереть по одному естеству, и не мог умереть по-другому (Sermo 52, с. 2)


'''Свт. Софроний Иерусалимский.''' Ведь поистине, Крест, быв водружен на Краниевом месте и имеющий на себе пригвожденного Владыку твари, рукописание же на нас истребил, которое праотец Адам подписал (как долговое обязательство) тем, что преступил Божию заповедь – и Крест освободил нас от уз грехов и сделал то, чтобы мы в радости ликовали и веселились (Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение)
'''Свт. Софроний Иерусалимский.''' Ведь поистине, Крест, быв водружен на Краниевом месте и имеющий на себе пригвожденного Владыку твари, рукописание же на нас истребил, которое праотец Адам подписал (как долговое обязательство) тем, что преступил Божию заповедь – и Крест освободил нас от уз грехов и сделал то, чтобы мы в радости ликовали и веселились (Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение)
Строка 406: Строка 428:


'''Стихира на «Господи, воззвах» вечерни Воздвижения Креста Господня.''' Прииди́те вси язы́цы, благослове́нному Дре́ву поклони́мся, и́мже бысть ве́чная правда: пра́отца бо Ада́ма прельсти́вый дре́вом Кресто́м прельща́ется, и па́дает, низве́ржен паде́нием стра́нным, мучи́тельством одержа́вый ца́рское зда́ние; Кро́вию Бо́жиею яд зми́ев отмыва́ется; и кля́тва разруши́ся осужде́ния пра́веднаго, непра́ведным судо́м Пра́веднику осужде́ну бы́вшу.
'''Стихира на «Господи, воззвах» вечерни Воздвижения Креста Господня.''' Прииди́те вси язы́цы, благослове́нному Дре́ву поклони́мся, и́мже бысть ве́чная правда: пра́отца бо Ада́ма прельсти́вый дре́вом Кресто́м прельща́ется, и па́дает, низве́ржен паде́нием стра́нным, мучи́тельством одержа́вый ца́рское зда́ние; Кро́вию Бо́жиею яд зми́ев отмыва́ется; и кля́тва разруши́ся осужде́ния пра́веднаго, непра́ведным судо́м Пра́веднику осужде́ну бы́вшу.
'''Канон Воскресный. Глас 4, песнь 5, тропарь 2.''' Ты́ взя́л ми́ еси́, Христе́, прегреше́ний осужде́ние


'''Канон Воскресный. Глас 6, песнь 6, тропарь 1.''' Распина́емь, Влады́ко, гвоздьми́ у́бо, / кля́тву ю́же на нас потреби́л еси́: / копие́м же пробода́емь в ребро́, // ада́мово рукописа́ние растерза́в, мир свободи́л еси́.
'''Канон Воскресный. Глас 6, песнь 6, тропарь 1.''' Распина́емь, Влады́ко, гвоздьми́ у́бо, / кля́тву ю́же на нас потреби́л еси́: / копие́м же пробода́емь в ребро́, // ада́мово рукописа́ние растерза́в, мир свободи́л еси́.
Строка 422: Строка 446:


'''Свт. Игнатий (Брянчанинов).''' «Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт.37:35), – говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом. Казни – жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия?» Господь отвечал им: «се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он» (Ин.6:28–29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. (Письмо 203. О невозможности спасения иноверцев и еретиков)
'''Свт. Игнатий (Брянчанинов).''' «Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт.37:35), – говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом. Казни – жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия?» Господь отвечал им: «се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он» (Ин.6:28–29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. (Письмо 203. О невозможности спасения иноверцев и еретиков)
Братия! познаем неизреченную любовь Божию к падшему человеческому роду. Господь вочеловечился, чтоб чрез вочеловечение соделать для Себя возможным принятие на Себя казней, заслуженных человеками, и казнью Всесвятого искупить виновных от казни. Что привлекло Его к нам сюда, на землю, в страну нашего изгнания? Правды ли наши? Нет! Его привлекло к нам то бедственное состояние, в которое ввергла нас наша греховность. (Аскетические опыты. Т. 1. О покаянии)


=== Оправдание ===
=== Оправдание ===

Навигация