Малер Аркадий Маркович: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 21: Строка 21:




Но что же такое эта личность в понимании А. М. Малера? Рассмотрим другие его тексты:
Но что же такое эта личность в понимании Малера? Рассмотрим другие его тексты:
 


“самое главное: личность – это не природа человека.”<ref>https://www.youtube.com/watch?v=KG9uR2ti2-s, с 02:05:25.</ref>
“самое главное: личность – это не природа человека.”<ref>https://www.youtube.com/watch?v=KG9uR2ti2-s, с 02:05:25.</ref>
Строка 32: Строка 33:




Личность человека у Малера не есть сущность и не есть привходящее, т. е. эта личность является чем-то иным помимо того на что Святые Отцы разделяли все существующее и таким образом эта личность есть либо ничто (несущее), либо сверхсущее (нечто вроде гностического эона и т. п.)
Чем же из существующего может являться такая личность человека? Для ответа на этот вопрос рассмотрим как все существующее разделяли Святые Отцы:
 
 
'''Преп. Иоанн Дамаскин:''' “Сущее есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на сущность и привходящее (συμβεβηκόϛ)<ref group="note">В т. ч. в соответствии с этимологией корректнее переводить: "сопутствующее".</ref>.” (ФГ, 4)
 
“Сущее есть [или] самосуществующая вещь и не нуждающаяся в другой для своего существования или не могущая существовать сама по себе, но имеющая свое существование в другой. Сущность же есть только самосуществующая вещь, не нуждающаяся для своего существования в другой. Таким образом, сущность не принимает всего определения (ὁρισμὸν) сущего. Так что сущее не есть род сущности, равно как и сущность не есть вид сущего, ибо вид принимает все определение своего рода без остатка. Но и привходящее не есть вид сущего, ибо он принимает не все определение сущего, но <u>половину</u>. Ведь привходящее есть вещь, не могущая быть сама по себе, но имеющая существование лишь в другом. Таким образом, ни сущность, ни привходящее не принимают всего определения сущего, но сущность принимает одну <u>половину</u>, а привходящее – другую. Так что, хотя сущее и разделяется на сущность и привходящее, однако оно не составляет их рода.” (ФГ, 10)
 
“Из всего, что говорится просто, без связи, одно обозначает сущность, например: человек, лошадь; другое – количество, например: два, три, двух локтей, трех локтей; третье – отношение, например: отец, сын; четвертое – качество, например: белый, черный; пятое – место, например: на корабле, на площади; шестое – время, например: в прошлом году, вчера, сегодня; седьмое – положение, например: стоять, сидеть; восьмое – состояние, например: быть одетым, быть обутым; девятое – делание (ποιεῖν), например: жечь, резать; десятое – страдание, например: подвергаться жжению, резанию. Эти десять видов названий именуются категориями [...] <u>Но из этих десяти категорий, наиболее родовых родов, только одна есть сущность; остальные же девять – привходящие.</u> Они же [десять категорий] есть таковы: 1) сущность, 2) количество, 3) отношение, 4) качество, 5) время, 6) место, 7) положение, 8) состояние, 9) делание (ποιεῖν), 10) страдание.” (ФГ, 37)
 
“Самое общее из всех понятий есть сущее, поэтому <u>оно и сказывается обо всем</u>. Ведь и сущность называется сущим, и привходящее называется сущим.” (ФГ, 15)
 
'''Свт. Григорий Палама:''' “<u>все сущие</u> [...] сводятся к десяти категориям: сущность, количество, качество, отношение, «где», «когда», делание (ποιεῖν), претерпевание, обладание и положение” (150 глав, 134)
 
И '''свт. Григория Богослов''', начиная доказывать божество Святого Духа, говорит так: “Необходимо должно предположить, что Дух Святой что-нибудь <u>или</u> существующее само по себе (καθ᾽ ἑαυτὸ ὑφεστηκότων), <u>или</u> в другом созерцаемое (ἐν ἑτέρῳ θεωρουμένων); а первое знающие в этом называют сущностью (οὐσίαν), последнее же – привходящим (συμβεβηκόϛ).”<ref>PG 36, col. 140 A.</ref> (Слово 31)
 
 
Из приведенных выше цитат Малера, я полагаю, вполне ясно, что называемое им личностью человека не есть ни сущность (природа), ни привходящее, т. е. эта личность является у него чем-то иным помимо того на что Святые Отцы разделяли все существующее и, таким образом, эта личность есть либо ничто (несущее), либо сверхсущее (нечто вроде гностического эона и т. п.)




Навигация