883
правки
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{unfinished_article}} | {{unfinished_article}} | ||
'''Малер Аркадий Маркович''' (род. 14.04.1979, Москва) — еретик-[[персонализм|персоналист]]<ref group=" | '''Малер Аркадий Маркович''' (род. 14.04.1979, Москва) — еретик-[[персонализм|персоналист]]<ref group="note">Философом (?) -персоналистом называет себя сам Малер: https://t.me/c/1845495125/3472, в другом месте добавляя, что "философия неотомизма была, пожалуй, самым серьезным направлением западной мысли ХХ века, максимально близким христианскому персонализму, и я давно уже говорю своим друзьям, что если бы я не был православным персоналистом, то был бы неотомистом." (https://t.me/c/1845495125/3469)</ref>, преподаватель Школы православного миссионера, ранее находившейся при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви. | ||
== Лжеучения == | == Лжеучения == | ||
=== Ложная онтология === | === Ложная онтология: личность человека в понимании Малера не является ни чем из того, на что Святые Отцы разделяли все существующее === | ||
Малер А. М.: "Таким образом, если христианское вероучение возможно определить в философских координатах, то это именно персонализм, причем, конечно, речь идет не о какой-то его отдельной авторской версии персонализма, а о самом принципе персоналистской философии, полагающей Личность <u>наивысшей онтологической инстанцией</u> и, одновременно, наивысшей ценностью."<ref>Малер А. М. Русская идея и христианский персонализм: http://katehon.ru/russkaya-ideya-i-hristianskij-personalizm/</ref> | Малер А. М.: "Таким образом, если христианское вероучение возможно определить в философских координатах, то это именно персонализм, причем, конечно, речь идет не о какой-то его отдельной авторской версии персонализма, а о самом принципе персоналистской философии, полагающей Личность <u>наивысшей онтологической инстанцией</u> и, одновременно, наивысшей ценностью."<ref>Малер А. М. Русская идея и христианский персонализм: http://katehon.ru/russkaya-ideya-i-hristianskij-personalizm/</ref> | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
'''Преп. Иоанн Дамаскин:''' “Сущее есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на сущность и привходящее. Сущность есть <u>нечто главнейшее</u>, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом.” (ФГ, 4) | '''Преп. Иоанн Дамаскин:''' “Сущее есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на сущность и привходящее. Сущность есть <u>нечто главнейшее</u>, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом.” (ФГ, 4) | ||
Но что же такое эта личность в понимании А. М. Малера? Рассмотрим другие его тексты: | |||
“самое главное: личность – это не природа человека.”<ref>https://www.youtube.com/watch?v=KG9uR2ti2-s, с 02:05:25.</ref> | |||
“не душа ограничивает человеческую телесность, а личность контролирует всю человеческую природу, и телесную, и душевную, поскольку душа – это часть природы человека.”<ref>Малер А. М. Персонализм православной аскетики и имперсонализм современных идеологий: https://bogoslov.ru/article/1243180</ref> | |||
“она [ипостась, далее соотносимая Малером с личностью] <u>может быть субъектом</u> по отношению к природе”<ref>https://www.youtube.com/watch?v=vAL317szW0k, с 05:03.</ref> | |||
В другом месте Малер сообщает: | |||
"образ Божий как совокупность минимума божественных свойств в любом человеке остается с ним навсегда. И именно этот образ Божий в человеке (и ангеле) есть то, что называется личностью. [...] Личность – это прежде всего разумно-свободное или свободно-разумное начало, способное подчинить себе свою природу посредством свободной воли."<ref name="maler1"/> | |||
Последний процитированный текст не означает, что Малер мыслит совокупность соотв. природных свойств человека как личность, поскольку, хотя совокупность природных свойств и не является природой, но не является она и тем, что Малер называет личностью человека, т. к. эта совокупность не есть указанном смысле субъект по отношению к природе и едва ли будет сочтена самим Малером "наивысшей онтологической инстанцией", поскольку природные свойства существуют в природе, имеют ее подлежащим своего существования. | |||
Таким образом, личность человека в учении Малера не есть ни природа, ни сопутствующее (существующее в другом, а не в себе самом, см. ниже), тогда как по Святым Отцам <u>все</u> разделяется либо на природу (сущность), либо на сопутствующее: | |||
=== Ересь об особых ипостасных действиях Троицы === | === Ересь об особых ипостасных действиях Троицы === | ||
Малер А. М.: “в Троице различаются действия Лиц и действие природы, что станет впоследствии одной из ведущих проблем православного богословия.”<ref | Малер А. М.: “в Троице различаются действия Лиц и действие природы, что станет впоследствии одной из ведущих проблем православного богословия.”<ref name="maler1"/> | ||
Ср.: | Ср.: | ||
Строка 72: | Строка 91: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references group=" | <references group="note"/> | ||
== Источники == | == Источники == | ||
<references> | <references> | ||
<ref name="st_gregory_of_nyssa">Цит. с изм. по: Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. МДА, 1862. (Творения Святых Отцов [ТСО] в русском переводе, 40). С. 19, греч. текст см. в: PG 45, col. 25 A; Mühlenberg E. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica. Opera. Vol. III. Opera dogmatica minora. Pars IV. Leiden, New York, Köln: Brill, 1996. P. 20:20-25.</ref> | <ref name="st_gregory_of_nyssa">Цит. с изм. по: Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. МДА, 1862. (Творения Святых Отцов [ТСО] в русском переводе, 40). С. 19, греч. текст см. в: PG 45, col. 25 A; Mühlenberg E. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica. Opera. Vol. III. Opera dogmatica minora. Pars IV. Leiden, New York, Köln: Brill, 1996. P. 20:20-25.</ref> | ||
<ref name="maler1">Малер А. М. Понятие личности в секулярном и постсекулярном понимании: http://katehon.ru/ponyatie-lichnosti-v-sekulyarnom-i-postsekulyarnom-ponimanii/</ref> | |||
</references> | </references> |