(Ухтомский) Андрей, архиеп.: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 43: Строка 43:
Несмотря на то, что архиеп. Андрей был убит, его нельзя называть мучеником в связи с тем, что он ушел в раскол.
Несмотря на то, что архиеп. Андрей был убит, его нельзя называть мучеником в связи с тем, что он ушел в раскол.


'''Свт. Иоанн Златоуст.''' ...грех раскола не смывается даже мученической кровью. (Толкование на послание к Ефесянам: 65, 11.)
'''Свт. Иоанн Златоуст:''' "грех раскола не смывается даже мученической кровью." (Толкование на послание к Ефесянам, 65, 11)


Вопреки распространённому мнению архиеп. Андрей не был прославлен собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году.
Вопреки распространенному мнению архиеп. Андрей не был прославлен собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году. Пытаясь защитить почитание отпавшего в Белокриницкий раскол архиеп. Андрея<ref>https://t.me/alexiyuhtomskiy/880</ref>, авторы канала анонимного телеграм-канала "Единоверческое общество им. академика Алексия Ухтомского" ссылаются на статью А. А. Кострюкова "Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года"<ref>https://t.me/alexiyuhtomskiy/887</ref>. Однако, если рассмотреть не только фрагменты статьи, вырванные "единоверческим обществом" из контекста, но и весь ее текст, станет ясно, что архиеп. Андрей как раз не был прославлен для почитания чадами РПЦЗ на соборе 1981 г. или на каком-либо ином ее соборе.


Пытаясь защитить почитание отпавшего в Белокриницкий раскол архиеп. Андрея (Ухтомского) [2], авторы канала анонимного телеграм-канала "Единоверческое общество им. академика Алексия Ухтомского" ссылаются на статью А. А. Кострюкова "Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года". [3] Однако если рассмотреть не только фрагменты статьи, вырванные "единоверческим обществом" из контекста, но и весь её текст, станет понятно, что архиеп. Андрей как раз не был прославлен для почитания чадами РПЦЗ на соборе 1981 г. или на каком-либо ином её соборе.
Итак, посмотрим, что пишет Кострюков:
Итак, посмотрим, что пишет Кострюков:


: "Архиерейский Собор РПЦЗ 1981 г., совершивший прославление, не обнародовал поименного списка, ограничившись лишь небольшим количеством имен: царской семьи, Патриарха Тихона, преподобномучениц Елисаветы и Варвары, митрополитов Владимира (Богоявленского), Вениамина (Казанского), Петра (Полянского), Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых), Агафангела (Преображенского), архиепископа Андроника (Никольского), епископа Гермогена (Долганева), пресвитеров Иоанна Кочурова и Иоанна Восторгова. Дальнейшее уточнение списка было поручено комиссии в составе митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Антония (Бартошевича), епископов Лавра (Шкурлы) и Григория (Граббе). Полный список новомучеников (будем называть его официальным) был издан только в конце 1990-х гг. Хотя публикация предварялась указанием, что именно этот перечень и был утвержден Собором 1981 г., мартиролог в 1981–1999 гг. дорабатывался и дополнялся". [4]
: "Архиерейский Собор РПЦЗ 1981 г., совершивший прославление, не обнародовал поименного списка, ограничившись лишь небольшим количеством имен: царской семьи, Патриарха Тихона, преподобномучениц Елисаветы и Варвары, митрополитов Владимира (Богоявленского), Вениамина (Казанского), Петра (Полянского), Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых), Агафангела (Преображенского), архиепископа Андроника (Никольского), епископа Гермогена (Долганева), пресвитеров Иоанна Кочурова и Иоанна Восторгова. Дальнейшее уточнение списка было поручено комиссии в составе митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Антония (Бартошевича), епископов Лавра (Шкурлы) и Григория (Граббе). Полный список новомучеников (будем называть его официальным) был издан только в конце 1990-х гг. Хотя публикация предварялась указанием, что именно этот перечень и был утвержден Собором 1981 г., мартиролог в 1981–1999 гг. дорабатывался и дополнялся".<ref>Кострюков А. А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года // Церковь и время. 2020. No 2 (91). С. 52.</ref>


Мы видим, что имени архиеп. Андрея в числе прославленных в 1981 г. новомучеников нет. А тексту, который был утверждён собором РПЦЗ, не идентичны содержащие имя архиеп. Андрея список, опубликованный в 1999 г., и список, на который ссылаются анонимные авторы. Последний является перечнем, называемым в упомянутой статье черновым и не утверждённым соборно для использования членами Зарубежной Церкви. [5] Также следует отметить некачественность чернового списка: "...в черновые списки вошли протоиереи Михаил Рождественский († 1988) (No 439) и Александр Маков († 1985) (No 301), которых в эмиграции считали погибшими. На самом деле в 1981 г. они были живы, а имя отца Александра было позже внесено и в итоговый вариант святцев". [6] "Единоверческое общество" как раз ссылается на те самые святцы, которые опять же не были утверждены ни
Мы видим, что имени архиеп. Андрея в числе прославленных в 1981 г. новомучеников нет. А тексту, который был утвержден собором РПЦЗ, не идентичны содержащие имя архиеп. Андрея список, опубликованный в 1999 г., и список, на который ссылаются анонимные авторы. Последний является перечнем, называемым в упомянутой статье черновым и не утвержденным соборно для использования членами Зарубежной Церкви<ref>Там же. С. 51.</ref>. Также следует отметить некачественность чернового списка: "в черновые списки вошли протоиереи Михаил Рождественский († 1988) (No 439) и Александр Маков († 1985) (No 301), которых в эмиграции считали погибшими. На самом деле в 1981 г. они были живы, а имя отца Александра было позже внесено и в итоговый вариант святцев"<ref>Там же. С. 53.</ref>. "Единоверческое общество" как раз ссылается на те самые святцы, которые опять же не были утверждены ни одним собором епископов.
одним собором епископов.


[2] https://t.me/alexiyuhtomskiy/880
== Сноски ==
 
[3] https://t.me/alexiyuhtomskiy/887
 
[4] Кострюков А. А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года // Церковь и время. 2020. No 2 (91). С. 52.
 
[5] Там же. С. 51.
 
[6] Там же. С. 53.

Навигация