Догмат Искупления: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 246: Строка 246:


'''Свт. Прокл Константинопольский.''' Узнай причину пришествия в мир воплотившагося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. [...] Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам через грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческаго рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, кто ничем не затрудняется в разделении щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда.<ref name="st_proclus_text_from_acts"/>
'''Свт. Прокл Константинопольский.''' Узнай причину пришествия в мир воплотившагося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. [...] Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам через грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческаго рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, кто ничем не затрудняется в разделении щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда.<ref name="st_proclus_text_from_acts"/>
'''Преп. Максим Исповедник.''' Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас (Мистагогия, 8)


'''Свт. Геннадий Схоларий.''' Поскольку человеческое естество, вследствие непокорности Богу отделившееся от Бога и от предназначенного ему назначения и уже в течение долгого времени сжившееся с мучительным состоянием и не имевшее, таким образом, возможности воздать долг (δίκην δούναι) и очиститься, исполненное же, поистине, страстями и впавшее в крайнее заблуждение, было бессильно вообще воздать свой долг и получить прощение — так, чтобы Божие Правосудие получило нечто соответствующее ему, и благость Его одержала бы верх над нашей испорченностью — если бы только Бог Сам Себе не воздал долг за нас и посредством Самого Себя не дал бы нам в ответ на это прощение… Бог … Сам лично соединился с человеческим естеством… и воспринятая плоть и душа (человеческие) стали Божией плотью и душою… воспринятый же человек воздает свой долг Воспринявшему Богу, и безграничность и величие Приемлющего вершит величайшее дело справедливости; потому что от Самого Себя и от принадлежащего Ему Самому Он уплачивает наш долг Ему… И ради чего Христос умер крестной смертью? — Избирает Он бесчестный образ смерти, дабы и этим явить Свою любовь к нам: подъяв ради нас не только смерть, но и смерть, исполненную позора и для всех ненавистную; дабы разрешить проклятие, Сам на Себя приняв проклятие, и ни в чем не согрешив, подвергнуться ради нас, согрешивших, величайшему возмездию. (Слово в Великую Пятницу)
'''Свт. Геннадий Схоларий.''' Поскольку человеческое естество, вследствие непокорности Богу отделившееся от Бога и от предназначенного ему назначения и уже в течение долгого времени сжившееся с мучительным состоянием и не имевшее, таким образом, возможности воздать долг (δίκην δούναι) и очиститься, исполненное же, поистине, страстями и впавшее в крайнее заблуждение, было бессильно вообще воздать свой долг и получить прощение — так, чтобы Божие Правосудие получило нечто соответствующее ему, и благость Его одержала бы верх над нашей испорченностью — если бы только Бог Сам Себе не воздал долг за нас и посредством Самого Себя не дал бы нам в ответ на это прощение… Бог … Сам лично соединился с человеческим естеством… и воспринятая плоть и душа (человеческие) стали Божией плотью и душою… воспринятый же человек воздает свой долг Воспринявшему Богу, и безграничность и величие Приемлющего вершит величайшее дело справедливости; потому что от Самого Себя и от принадлежащего Ему Самому Он уплачивает наш долг Ему… И ради чего Христос умер крестной смертью? — Избирает Он бесчестный образ смерти, дабы и этим явить Свою любовь к нам: подъяв ради нас не только смерть, но и смерть, исполненную позора и для всех ненавистную; дабы разрешить проклятие, Сам на Себя приняв проклятие, и ни в чем не согрешив, подвергнуться ради нас, согрешивших, величайшему возмездию. (Слово в Великую Пятницу)

Навигация