Против агноитов: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
3 байта добавлено ,  15 августа 2023
нет описания правки
(Новая страница: «'''Свт. Григорий Богослов.''' И Христос, по сказанному, «преспевал» как «возрастом», так и «премудростью и благодатью» (Лк. 2:52), не в том смысле, что получал в этом приращение (что могло стать совершеннее в Том, Кто совершенен с самого начала?), но в том смысле,...»)
 
Нет описания правки
Строка 31: Строка 31:




'''Свт. Фотий Константинопольский''' пересказывает '''свт. Евлогия Александрийского'''. [PG 103, col. 1080 D] Пишет также и некоторое слово против агноитов (или «незнающих»). Из палестинской пустыни пришли некие монахи, которые решились выдвигать учение о том, [1080 A] что Господь наш Иисус Христос был объят неведением, отчего и сказал Сам: «Где вы положили Лазаря?» (Ин. 11:34) или «О дне же том, или часе, никто не знает, [...] ни Сын» (Мк. 13:32), и из подобных выражений. Священный же Евлогий утверждает, что ни по человечеству, ни тем более по Божеству неведение Господа нашего Иисуса Христа ни о гробе Лазаря, ни о последнем дне не имело места. Ибо человечество, которое в единой Ипостаси было соединено с неприступной и Самосущей Премудростью, не могло бы что-либо не знать, как о настоящем, так и о будущем или прошедшем, и не может быть ложным сказанное что-либо Им. «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15), если же не так, то тогда они будут вынуждены во всем дерзко признать и неведение у Отца. Сказанное же Спасителем: «Где вы положили Лазаря?» (Ин. 11:34) было сказано в напоминание и объяснение для присутствовавших иудеев. Ибо не только это, но и нечто другое сделал Он, сказав: «развяжите его, пусть идет» (Ин 11:44), чтобы из того, что Он отчасти видел и отчасти слышал, верным было и неоспариваемо, и неизгладимо в памяти. […] Некоторые же говорят, что Он сказал о неведении последнего дня, особенно желая показать и подтвердить отличительное свойство человеческой природы, не в том смысле, что Он не знает (ни в коем случае! Ибо о неведении ни по человечеству, ни по Божеству о Нем никто не дерзал говорить не впадая порок безосновательной дерзости)..." (Свт. Евлогий Александрийский. Фрагменты христилогических и триадологических сочинений // Христианское чтение № 78, 2009)
'''Свт. Фотий Константинопольский''' пересказывает '''свт. Евлогия Александрийского.''' [PG 103, col. 1080 D] Пишет также и некоторое слово против агноитов (или «незнающих»). Из палестинской пустыни пришли некие монахи, которые решились выдвигать учение о том, [1080 A] что Господь наш Иисус Христос был объят неведением, отчего и сказал Сам: «Где вы положили Лазаря?» (Ин. 11:34) или «О дне же том, или часе, никто не знает, [...] ни Сын» (Мк. 13:32), и из подобных выражений. Священный же Евлогий утверждает, что ни по человечеству, ни тем более по Божеству неведение Господа нашего Иисуса Христа ни о гробе Лазаря, ни о последнем дне не имело места. Ибо человечество, которое в единой Ипостаси было соединено с неприступной и Самосущей Премудростью, не могло бы что-либо не знать, как о настоящем, так и о будущем или прошедшем, и не может быть ложным сказанное что-либо Им. «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15), если же не так, то тогда они будут вынуждены во всем дерзко признать и неведение у Отца. Сказанное же Спасителем: «Где вы положили Лазаря?» (Ин. 11:34) было сказано в напоминание и объяснение для присутствовавших иудеев. Ибо не только это, но и нечто другое сделал Он, сказав: «развяжите его, пусть идет» (Ин 11:44), чтобы из того, что Он отчасти видел и отчасти слышал, верным было и неоспариваемо, и неизгладимо в памяти. […] Некоторые же говорят, что Он сказал о неведении последнего дня, особенно желая показать и подтвердить отличительное свойство человеческой природы, не в том смысле, что Он не знает (ни в коем случае! Ибо о неведении ни по человечеству, ни по Божеству о Нем никто не дерзал говорить не впадая порок безосновательной дерзости)..." (Свт. Евлогий Александрийский. Фрагменты христилогических и триадологических сочинений // Христианское чтение № 78, 2009)




'''Свт. Иоанн Златоуст.''' Ученики, намереваясь о чем-нибудь спросить (Господа), приступают к Нему все вместе, – и это делают для того, чтобы самою многочисленностью своею склонить Его к ответу. Они знали, что прежние слова Его – «о дне же том и часе никто не знает» (Мф.24:36) – сказаны были Им для отклонения от Себя вопроса, – не по незнанию<ref>Говорится просто, что не не знал и ничего не говорится о незнании Христа как человека. Так, видимо, понимал это и свт. Евлогий Александрийский, когда говорил, что: “о неведении ни по человечеству, ни по Божеству о Нем никто [в т. ч. и свт. Иоанн Златоуст] не дерзал говорить не впадая порок безосновательной дерзости”.</ref>, но по нежеланию отвечать. Поэтому-то опять приступают к Нему и спрашивают; а они не спросили бы, если бы действительно были убеждены (в Его незнании). (Беседы на Деяния апостольские, 2.1)
'''Свт. Иоанн Златоуст.''' Ученики, намереваясь о чем-нибудь спросить (Господа), приступают к Нему все вместе, – и это делают для того, чтобы самою многочисленностью своею склонить Его к ответу. Они знали, что прежние слова Его – «о дне же том и часе никто не знает» (Мф.24:36) – сказаны были Им для отклонения от Себя вопроса, – не по незнанию <ref> Говорится просто, что не не знал и ничего не говорится о незнании Христа как человека. Так, видимо, понимал это и свт. Евлогий Александрийский, когда говорил, что: “о неведении ни по человечеству, ни по Божеству о Нем никто [в т. ч. и свт. Иоанн Златоуст] не дерзал говорить не впадая порок безосновательной дерзости”. </ref> , но по нежеланию отвечать. Поэтому-то опять приступают к Нему и спрашивают; а они не спросили бы, если бы действительно были убеждены (в Его незнании). (Беседы на Деяния апостольские, 2.1)




Строка 49: Строка 49:
<u>Иное также дело – говорить, что человеческое естество во И. Христе возвысилось во всех своих совершенствах, до самой последней, возможной для него, степени, приняло от Божества все, что только способно было принять, не переставая быть человечеством, обогатилось всякою премудростию, благодатию [см.: Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, гл. 22, стр. 211], святостию (Dionys. Areopag. de hierarch. eccles. c. 3; Bac. вел. на Пс. 44, в Тв. св. Отц. V, 230.) и животворящею силою [см.: Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 21, стр. 208–209]: и это совершенно истинно по теснейшему ипостасному соединешю естеств, и по способности человечества принять от Божества означенные свойства в определенной мере.</u>
<u>Иное также дело – говорить, что человеческое естество во И. Христе возвысилось во всех своих совершенствах, до самой последней, возможной для него, степени, приняло от Божества все, что только способно было принять, не переставая быть человечеством, обогатилось всякою премудростию, благодатию [см.: Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, гл. 22, стр. 211], святостию (Dionys. Areopag. de hierarch. eccles. c. 3; Bac. вел. на Пс. 44, в Тв. св. Отц. V, 230.) и животворящею силою [см.: Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 21, стр. 208–209]: и это совершенно истинно по теснейшему ипостасному соединешю естеств, и по способности человечества принять от Божества означенные свойства в определенной мере.</u>


Но совсем другое дело – утверждать, будто самое человечество И. Христа, рассматриваемое вне единства Его Ипостаси, действительно, обогатилось и обладает собственно Божескими свойствами: это противно учению о неслиянности и непреложности двух естеств во Христе, противно и ограниченности человеческой природы. «Как плоть, – спрашивает св. Иустин мученик, по соединении с Божеством, стала обожена?» И отвечает: «без сомнения так, что, и быв воспринята в ипостась Божеского естества, осталась человеческою плотию, соделавшеюся нетленною и бессмертною по причине соединения с Словом. Итак плоть пребывает плотию, и отнюдь плоть не есть Бог, но соделалась причастна Божеского достоинства (а не естества Божеского), по благоволению самого Слова» (Justin. Exposit. fidei; cfr. оpp. pag. 387, ed. Colon. 1686.)."
Но совсем другое дело – утверждать, будто самое человечество И. Христа, рассматриваемое вне единства Его Ипостаси, действительно, обогатилось и обладает собственно Божескими свойствами: это противно учению о неслиянности и непреложности двух естеств во Христе, противно и ограниченности человеческой природы. «Как плоть, – спрашивает св. Иустин мученик, по соединении с Божеством, стала обожена?» И отвечает: «без сомнения так, что, и быв воспринята в ипостась Божеского естества, осталась человеческою плотию, соделавшеюся нетленною и бессмертною по причине соединения с Словом. Итак плоть пребывает плотию, и отнюдь плоть не есть Бог, но соделалась причастна Божеского достоинства (а не естества Божеского), по благоволению самого Слова» (Justin. Exposit. fidei; cfr. оpp. pag. 387, ed. Colon. 1686.).


Прим. 249:
Прим. 249:

Навигация