Малер Аркадий Маркович: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 143: Строка 143:


'''Преп. Иоанн Дамаскин:''' "Определение (Ὁρισμός) есть краткая речь (λόγος σύντομος), выражающая природу подлежащей вещи, т. е. речь, обозначающая природу подлежащей вещи немногими словами. Например: человек есть живое, разумное (λογικόν), смертное, восприимчивое к уму и знанию. [...] Определение состоит из рода и составляющих, т. е. сущностных различий" (ФГ, 8)
'''Преп. Иоанн Дамаскин:''' "Определение (Ὁρισμός) есть краткая речь (λόγος σύντομος), выражающая природу подлежащей вещи, т. е. речь, обозначающая природу подлежащей вещи немногими словами. Например: человек есть живое, разумное (λογικόν), смертное, восприимчивое к уму и знанию. [...] Определение состоит из рода и составляющих, т. е. сущностных различий" (ФГ, 8)
=== О еретике [[Мень Александр, прот.|прот. Александре Мене]] ===
Малер А. М.: "Если попытаться обобщить все достоинства отца Александра, то в восприятии огромного числа как верующих, так и неверующих людей он был уникально, беспрецедентно, неповторимо прекрасен во всем, обладая классической мужской красотой, неотразимым обаянием, степенно-мудрой, приятной речью, очевидным умом и энциклопедической образованностью. [...]
Все свои совершенства и таланты отец Александр посвятил делу православной миссии, став фактически первым публичным советским миссионером, тем самым, основав сам жанр современного, постсоветского миссионерства. Хотелось бы сказать, что вместе с этим он задал определенную планку качественной публичной миссии, но это совсем не так, потому что соответствовать этой планке в массовом порядке практически невозможно. Также нельзя сказать, что отец Александр работал только с диким племенем советской интеллигенции [...] вовсе нет, он обращал на себя внимание самых разных людей, испытывающих естественное восхищение от редко встречающегося в одном человеке гармоничного единства совершенного ума, доброты и красоты, и поэтому были готовы идти за ним куда угодно, лишь быть с ним, лишь бы приобщиться к тому, что делает его столь прекрасным.
Если говорить о богословских позициях отца Александра, то остается открытым вопрос, чего в них было больше – подлинных, личных убеждений или вынужденной миссионерской риторики? Сейчас уже многие об этом забыли, но избыточно улыбчивый, бесконфликтный, оптимистический настрой большинства проповедей отца Александра был не каким-то его специфическим, авторским миссионерским know how, а общей дипломатической установкой нашей Церкви 70-80-х годов в ее “диалоге” с позднесоветским государством и обществом. Основной смысл этой “внешнеполитической” тактики заключался в том, что поскольку никакая прямая, открытая, последовательная миссия в атеистической системе невозможна, то необходимо на словах максимально подстраиваться светско-советским ценностям и одновременно использовать все возможные лазейки для легитимации православной веры. Отсюда два основных практических следствия этой установки. Первое – в то время как советская власть навязывает представление о Православии, как о сплошном мракобесии, инквизиции и средневековье, нужно постоянно демонстрировать максимальную комплементарность Церкви современной секулярной цивилизации, представлять православную веру как оплот Просвещения, толерантности и гуманности. Второе – поскольку революционно-шестидесятнический сциентизм давно терпит кризис и в моду входят разнообразные формы загадочной “духовности”, реакционной по определению, от бытового оккультизма и экстрасенсов до популярной уфологии, то Православие тоже должно влиться в эту волну и в общем потоке отстоять свое право на существование. Только если для Церкви это было средство пассивного выживания во враждебной среде, то отец Александр Мень обратил его в более рискованное дело активной миссии, и поэтому его адепты, как правило, воспринимают христианское вероучение именно в такой, либерально-прогрессистской версии, как лишь один из изводов некоей общечеловеческой “духовности” и общечеловеческого же “гуманизма”. [...]
при всех солнечных аспектах миссионерской проповеди отца Александра, с горечью приходится признать, что именно его адепты стали предсказуемыми поборниками всевозможных “либеральных” ересей в нашей церковной жизни последних тридцати лет. И самое характерное, что многие из них, в полном соответствии с избыточно улыбчивой, бесконфликтной, оптимистической богословской позицией отца Александра не только отказываются признать свои догматические заблуждения в качестве ереси, но и вообще отрицают само понятие ереси как таковой, само различение ортодоксии и ереси, с неизбежностью лишающей своего адепта спасения и вечной жизни в Царствии Божием.
Но независимо от всего сказанного, невозможно не испытывать человеческую благодарность отцу Александру за сам факт и эстетическое качество его миссионерского служения [...] Когда в конце ХХ века известнейшего на всю страну священника убивают среди бела дня топором по голове, когда президент СССР и председатель Верховного Совета лично распоряжаются провести расследование этой трагедии, но никаких результатов, как не было, так и нет, то возникает закономерная мысль: даже для советской системы образца 1990 года <u>успешная православная проповедь</u> представляла реальную угрозу и ее нужно было остановить любой ценой. <u>Если это именно так, то большое спасибо отцу Александру</u>"<ref>Малер А. М. К 30-летию со дня убийства отца Александра Меня: https://arkadiy-maler.livejournal.com/677969.html</ref>
При этом в tg Малер сообщает: "К отцу Александру Меню есть существенные богословские претензии"<ref>https://t.me/c/1845495125/8180</ref>
"22 января 2010 года протоиерею Александру Меню исполнилось бы 75 лет. Протоиерей Александр Мень (1935-1990) был выдающимся миссионером 60-80-х годов ХХ века, беспрецедентным не только по масштабу своей миссии, но и самому факту её существования [...]
Сама возможность этой миссии в откровенно враждебных условиях и выживание самого отца Александра до 1990 года уже были чудом, которое настолько трудно постичь, что очень многие после его убийства решили просто забыть о нем, как будто его и не было. А как только выяснилось, что сама его фигура оказалась проблемной в сугубо церковном контексте, то эти же люди тут же нашли повод объяснять свое забвение, как будто сами во всем руководствуются исключительно церковными критериями.
Количество людей, пришедших в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата благодаря проповедям отца Александра Меня всегда больше, чем мы можем себе представить. Многие из них сейчас, полушепотом, на ушко признаются - "на самом деле, меня с самого начала в Церковь привел Мень", и отводят глаза, как будто в чем-то извиняясь. Причем, речь идет далеко не только об "интеллигенции" - отец Александр был настоящим народным проповедником, к нему стремились вполне простые люди со всех концов советской империи [...]
Вот слова об отце Александре Мене, сказанные [[(Блюм) Антоний (Сурожский), митр.|митрополитом Антонием Сурожским]]: "Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих - знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нем видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!" [...]
Как у первопроходца, проложившего дорогу народной миссии в современной России, у отца Александра было две проблемы - он был слишком прекрасен во всем и слишком добр к своей аудитории.
Первая проблема отражалась на том, что некоторые из его паствы видели в нем главного авторитета по всем вопросам и приходили уже не столько к Богу, сколько к самому отцу Александру. Необходимо признать, что сам он нисколько не был в этом виноват - он был очень скромен и являл собою прямую противоположность многим нашим "младостарцам", паразитирующим на человеческих слабостях. Он был просто, объективно прекрасен и людям было уже трудно воспринимать само христианство вне отца Александра. [...]
избыточное внешнее совершенство любой проповеди все-таки лучшая крайность, чем её бесцветность, которая встречается гораздо чаще. Но <u>это совершенство стало причиной той бесконечной зависти, которую испытывают к отцу Александру до сих пор. Он явил собой исключительный пример слишком умного, слишком образованного, слишком красивого, слишком успешного миссионера</u>, да ещё в эпоху, когда об открытой миссии в народе и мечтать было невозможно, и поэтому стал объектом не столько даже травли (потому что любая травля - это тоже реклама), а сколько даже планомерного замалчивания. [...]
Вторая проблема отца Александра Меня, его излишняя доброта к аудитории, отражалась на том, что он больше искал общего с ней, чем готов был подчеркивать отличие православного христианства от тех тараканов, которые могли кишмя кишеть в голове позднесоветского интересанта. В этом был один из секретов успеха отца Александра, почему в эпоху 1960-80-х годов по количественным масштабам народной миссии его вообще ни с кем нельзя сравнить. Он был основателем современного миссионерства. После него, в эпоху 1990-х и отчасти 2000-х этот уровень занял только дьякон, а ныне [[Кураев Андрей Вячеславович|протодиакон Андрей Кураев]]. И, как про самого отца Александра, так и про отца Андрея многие из его сегодняшних критиков говорят - "на самом деле, меня с самого начала  в Церковь привел Кураев", и также извинительно отводят глаза, то ли стесняясь самого этого факта, то ли своего нынешнего отношения к этому автору. Интересно, что именно отец Андрей Кураев в 2000 году написал весьма глубокую статью об отце Александре Мене - "Потерявшийся миссионер", по самому названию которой многие думают, что он там больше критикует отца Александра, чем защищает. В конце этой статьи звучат такие слова: "В общем, трудно быть миссионером. Но все равно - надо. И опыт неудач должен не останавливать, а помогать идущим. Отцу Александру Меню можно быть благодарным и за его ошибки." [...]
Если максимально точно сформулировать единственно адекватные претензии к отцу Александру Меню, то они заключаются в том, что он недооценивал догматические различия между православием и всеми другими конфессиями и религиями. Сами по себе эти претензии очень серьезны и открывают тему для отдельной статьи, но здесь необходимо сделать два важных замечания, без которых любое сравнение этих упреков с претензиями к настоящим еретикам будет бессмысленно. [...]
Что же касается тех, кто сегодня любит лишний раз упрекнуть отца Александра Меня в "ереси", то, как правило, это люди, закрывающие глаза на куда более страшные прецеденты откровенного неправославия и сами же их распространяющие. [...]
Но чем более будет развиваться Русская Православная Церковь, тем более будут вспоминать имя протоиерея Александра Меня, который положил начало широкому христианскому просвещению среди народа в то время, когда ещё ни один храм не был восстановлен. Поэтому главное чувство, которое сегодня и на все времена достойно испытывать к его имени - это чувство благодарности. Благодарности, прежде всего."<ref>Малер А. М. У истоков современной миссии: https://old.taday.ru/text/290612.html</ref>
Ср.:
'''Свящ. Даниил Сысоев:''' "Конечно, прот. Мень (коего никак не могу назвать отцом) является еретиком (см. 15 правило Двукратного Собора) ибо он учит ересям осужденным Отцами и Соборами.
Вот список его ересей:
: '''1.''' Манихейство. - Учение о соучастии сатаны в творении мира, результатом чего была якобы происходившая эволюция.
: '''2.''' Учение о человеке как преображенной обезьяне. Противоречит определению 5 Вселенского Собора против Оригена (там было провозглашено, что душа и тело появились одновременно. [...]
: '''3.''' Отвержение богодухновенности Свящ. Писания (см. анафемы недели Православия).
: '''4.''' Отвержение первородного греха и постулирование независимости смерти от человеческого греха (см. 124[3] прав. Карфагенского Собора)
: '''5.''' Отвержение существования личного Адама и введение каббалистичекого учения об Адаме Кадмоне.
: '''6.''' Отвержения авторства почти всех ветхозаветных книг (см. анафемы против Феодора Мопсуэстийского 5 Вселенского Собора).
: '''7.''' В учении об Церкви - принятие теории ветвей (осуждена Юбилейным Собором 2000 гг.).
: '''8.''' Синкретизм (о коем уже шла речь на форуме), осужденный (вместе с теософией) на Соборе 1994 г.
: '''9.''' Поощрение магии и экстрасенсорики (в лекции к учащимся в школе экстрасенсов) влечет за собой 25 лет отлучения от Причастия. И почти единственная из вин обрушивающая на священника сразу два наказания - лишение сана и отлучение. (Правила 6 Вселенского собора, Василия Великого, Григория Нисского и т.д.)
Уже не приходиться говорить о таких богохульствах, как отвержение реальности Потопа, буквальности Шестоднева, [Вавилонской] Башни, существования Адама, Ноя, Исаака, Еноха. Приписывания книги прор. Исайи двум авторам. Клевета на Ветхо- и Новозаветных святых (примеры чего уже привожились и на форуме, и в несправедливо оклеветанной работе о. Сергия Антиминсова - пусть апологеты Меня покажут хотя бы одну искаженную или вырванную из контекста цитату в этой работе).
Все эти высказывания ставят Меня за грань не только Православной Церкви, но и просто христианства (ведь учение его вдохновителя Шардена было осуждено даже папой).
Вообще мне не встречался человек, которого Мень привел бы к истинному Христу, каким Его знает Церковь."<ref>http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=318161 ; https://web.archive.org/web/20150402164938/http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=318161</ref>




Навигация