Малер Аркадий Маркович: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 152: Строка 152:


Если говорить о богословских позициях отца Александра, то остается открытым вопрос, чего в них было больше – подлинных, личных убеждений или вынужденной миссионерской риторики? Сейчас уже многие об этом забыли, но избыточно улыбчивый, бесконфликтный, оптимистический настрой большинства проповедей отца Александра был не каким-то его специфическим, авторским миссионерским know how, а общей дипломатической установкой нашей Церкви 70-80-х годов в ее “диалоге” с позднесоветским государством и обществом. Основной смысл этой “внешнеполитической” тактики заключался в том, что поскольку никакая прямая, открытая, последовательная миссия в атеистической системе невозможна, то необходимо на словах максимально подстраиваться светско-советским ценностям и одновременно использовать все возможные лазейки для легитимации православной веры. Отсюда два основных практических следствия этой установки. Первое – в то время как советская власть навязывает представление о Православии, как о сплошном мракобесии, инквизиции и средневековье, нужно постоянно демонстрировать максимальную комплементарность Церкви современной секулярной цивилизации, представлять православную веру как оплот Просвещения, толерантности и гуманности. Второе – поскольку революционно-шестидесятнический сциентизм давно терпит кризис и в моду входят разнообразные формы загадочной “духовности”, реакционной по определению, от бытового оккультизма и экстрасенсов до популярной уфологии, то Православие тоже должно влиться в эту волну и в общем потоке отстоять свое право на существование. Только если для Церкви это было средство пассивного выживания во враждебной среде, то отец Александр Мень обратил его в более рискованное дело активной миссии, и поэтому его адепты, как правило, воспринимают христианское вероучение именно в такой, либерально-прогрессистской версии, как лишь один из изводов некоей общечеловеческой “духовности” и общечеловеческого же “гуманизма”. [...]
Если говорить о богословских позициях отца Александра, то остается открытым вопрос, чего в них было больше – подлинных, личных убеждений или вынужденной миссионерской риторики? Сейчас уже многие об этом забыли, но избыточно улыбчивый, бесконфликтный, оптимистический настрой большинства проповедей отца Александра был не каким-то его специфическим, авторским миссионерским know how, а общей дипломатической установкой нашей Церкви 70-80-х годов в ее “диалоге” с позднесоветским государством и обществом. Основной смысл этой “внешнеполитической” тактики заключался в том, что поскольку никакая прямая, открытая, последовательная миссия в атеистической системе невозможна, то необходимо на словах максимально подстраиваться светско-советским ценностям и одновременно использовать все возможные лазейки для легитимации православной веры. Отсюда два основных практических следствия этой установки. Первое – в то время как советская власть навязывает представление о Православии, как о сплошном мракобесии, инквизиции и средневековье, нужно постоянно демонстрировать максимальную комплементарность Церкви современной секулярной цивилизации, представлять православную веру как оплот Просвещения, толерантности и гуманности. Второе – поскольку революционно-шестидесятнический сциентизм давно терпит кризис и в моду входят разнообразные формы загадочной “духовности”, реакционной по определению, от бытового оккультизма и экстрасенсов до популярной уфологии, то Православие тоже должно влиться в эту волну и в общем потоке отстоять свое право на существование. Только если для Церкви это было средство пассивного выживания во враждебной среде, то отец Александр Мень обратил его в более рискованное дело активной миссии, и поэтому его адепты, как правило, воспринимают христианское вероучение именно в такой, либерально-прогрессистской версии, как лишь один из изводов некоей общечеловеческой “духовности” и общечеловеческого же “гуманизма”. [...]
при всех солнечных аспектах миссионерской проповеди отца Александра, с горечью приходится признать, что именно его адепты стали предсказуемыми поборниками всевозможных “либеральных” ересей в нашей церковной жизни последних тридцати лет. И самое характерное, что многие из них, в полном соответствии с избыточно улыбчивой, бесконфликтной, оптимистической богословской позицией отца Александра не только отказываются признать свои догматические заблуждения в качестве ереси, но и вообще отрицают само понятие ереси как таковой, само различение ортодоксии и ереси, с неизбежностью лишающей своего адепта спасения и вечной жизни в Царствии Божием.


Но независимо от всего сказанного, невозможно не испытывать человеческую благодарность отцу Александру за сам факт и эстетическое качество его миссионерского служения [...] Когда в конце ХХ века известнейшего на всю страну священника убивают среди бела дня топором по голове, когда президент СССР и председатель Верховного Совета лично распоряжаются провести расследование этой трагедии, но никаких результатов, как не было, так и нет, то возникает закономерная мысль: даже для советской системы образца 1990 года <u>успешная православная проповедь</u> представляла реальную угрозу и ее нужно было остановить любой ценой. <u>Если это именно так, то большое спасибо отцу Александру</u>"<ref>Малер А. М. К 30-летию со дня убийства отца Александра Меня: https://arkadiy-maler.livejournal.com/677969.html</ref>
Но независимо от всего сказанного, невозможно не испытывать человеческую благодарность отцу Александру за сам факт и эстетическое качество его миссионерского служения [...] Когда в конце ХХ века известнейшего на всю страну священника убивают среди бела дня топором по голове, когда президент СССР и председатель Верховного Совета лично распоряжаются провести расследование этой трагедии, но никаких результатов, как не было, так и нет, то возникает закономерная мысль: даже для советской системы образца 1990 года <u>успешная православная проповедь</u> представляла реальную угрозу и ее нужно было остановить любой ценой. <u>Если это именно так, то большое спасибо отцу Александру</u>"<ref>Малер А. М. К 30-летию со дня убийства отца Александра Меня: https://arkadiy-maler.livejournal.com/677969.html</ref>

Навигация