1128
правок
Нет описания правки |
|||
| Строка 563: | Строка 563: | ||
'''Равноапостольный Косма Этолийский.''' Всеблагой Бог взял землю, глину и создал человека, вдохнул в него жизнь и даровал ему бессмертную, ангельскую душу. Как женщины, смешивая муку и воду, получают хлеб, так и Бог смешал глину с духом, и получился человек. Мы должны размышлять о том, что есть душа и что есть тело. Тело есть земля, глина, и завтра оно станет пищей червей, а душа будет вечно радоваться в Раю, если сотворила добро, и гореть в аду, если соделала зло. […] Когда Бог сотворил мужчину, женщины на земле еще не было. Всеблагий Господь взял у мужчины ребро и сотворил женщину (она была точно такой же, как и все нынешние женщины), и дал ее мужчине как спутницу, в утешение. Равной, а не низшей сотворил Господь женщину мужчине. […] Братья! Мужчина породил женщину из своего ребра, но все равно остался целым и невредимым. Женщина задолжала это ребро мужчине. Женщин в мире стало множество, как звезд небесных и песка морского. Но достойной того, чтобы родить мужчину и восполнить ребро, которое она была должна, так и не появилось, кроме Владычицы нашей Богородицы. Она за свою чистоту родила сладчайшего нашего Господа Иисуса Христа от Духа Святого, будучи и оставшись Девой, и воздала мужчине ребро [32, слово первое (1), с. 84, 85, 87]. | '''Равноапостольный Косма Этолийский.''' Всеблагой Бог взял землю, глину и создал человека, вдохнул в него жизнь и даровал ему бессмертную, ангельскую душу. Как женщины, смешивая муку и воду, получают хлеб, так и Бог смешал глину с духом, и получился человек. Мы должны размышлять о том, что есть душа и что есть тело. Тело есть земля, глина, и завтра оно станет пищей червей, а душа будет вечно радоваться в Раю, если сотворила добро, и гореть в аду, если соделала зло. […] Когда Бог сотворил мужчину, женщины на земле еще не было. Всеблагий Господь взял у мужчины ребро и сотворил женщину (она была точно такой же, как и все нынешние женщины), и дал ее мужчине как спутницу, в утешение. Равной, а не низшей сотворил Господь женщину мужчине. […] Братья! Мужчина породил женщину из своего ребра, но все равно остался целым и невредимым. Женщина задолжала это ребро мужчине. Женщин в мире стало множество, как звезд небесных и песка морского. Но достойной того, чтобы родить мужчину и восполнить ребро, которое она была должна, так и не появилось, кроме Владычицы нашей Богородицы. Она за свою чистоту родила сладчайшего нашего Господа Иисуса Христа от Духа Святого, будучи и оставшись Девой, и воздала мужчине ребро [32, слово первое (1), с. 84, 85, 87]. | ||
'''Святитель Филарет Черниговский.''' …о царстве растительном пишет Моисей: и рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли: и бысть тако: и изнесе земля былие травное… (Быт. 1, 11, 12). Слова эти показывают, что растения порождены из земли, но не могут означать того, что растения рождены землею, — у которой не было тогда семян; и тело человеческое, по словам Моисея, образовано из земли, но не | '''Святитель Филарет Черниговский.''' …о царстве растительном пишет Моисей: и рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли: и бысть тако: и изнесе земля былие травное… (Быт. 1, 11, 12). Слова эти показывают, что растения порождены из земли, но не могут означать того, что растения рождены землею, — у которой не было тогда семян; и тело человеческое, по словам Моисея, образовано из земли, но не землею. [16, § 82. Порядок творения и отношение творческой силы к миру, с. 210, 211]. | ||
Творение самаго тела совершается не так, как совершалось творение земных созданий, не словом. Из персти земной Бог образует телесный организм, в который вдыхает дыхание жизни, душу (Быт. 2, 7). […] По воле Божией Адам пришел в изступление и Бог из ребра Адамова сотворил помощницу — жену (Быт. 2, 20—22). Историческое значение сего повествования видно из его простоты и подробности, из связи с последующею поколенною росписью, из духа целой книги бытия и времени ея происхождения. При том в других местах писания повторяются все главныя мысли повествования Моисеева о происхождении человека, также показывается, что | Творение самаго тела совершается не так, как совершалось творение земных созданий, не словом. Из персти земной Бог образует телесный организм, в который вдыхает дыхание жизни, душу (Быт. 2, 7). […] По воле Божией Адам пришел в изступление и Бог из ребра Адамова сотворил помощницу — жену (Быт. 2, 20—22). Историческое значение сего повествования видно из его простоты и подробности, из связи с последующею поколенною росписью, из духа целой книги бытия и времени ея происхождения. При том в других местах писания повторяются все главныя мысли повествования Моисеева о происхождении человека, также показывается, что | ||
| Строка 1002: | Строка 1002: | ||
Неправо изъясняющим богомудрые изречения Св. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Святаго Духа изложеннаго анафема [15, с. 141]. | Неправо изъясняющим богомудрые изречения Св. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Святаго Духа изложеннаго анафема [15, с. 141]. | ||
'''Святитель Филарет Черниговский.''' Не смотря на то, что история миробытия есть история для простых, он не забывает и ученых. В рассказе Моисея найдут обильную пищу и глубоко-ученый натуралист и мыслитель философ. Моисей предлагает чистое учение о Творце мира, какое только доступно людям и какого не найти в системах философов. У него нет ни теорий, ни системы мира. Но факты, передаваемые им в истории мира, весьма важны для натуралиста; ими могут пополняться пробелы, остающиеся в ряду самых внимательных наблюдений над природою. […] Нельзя объснить шестодневного образовния мира так, что будто только самою природою, — силами первоночально сообщенными ей, образовались все роды существ в продолжении шести периодов; […] Объяснить образование тварей действием природы, оставленной само себе — напрасный труд! Неодшевленными силами не могли быть произведены даже растения, тем более животныя, а еще более дух. Тогда Моисей напрасно бы говорил, что Бог, почил день седмый от всех дел Своих. То и другое ясно показывет, что отношение творческой силы к образуемому миру ошибочно стали бы мы понимать, если бы принимали его за одинаковое с отношением силы промыслительной, являющейся ныне в мире. По ясному изображению Моисея сам Бог непосредственным своим действием производил творения из приготовленной материи. — И рече Бог: да будет свет (Быт. 1, 13). И рече Бог: да будет твердь (Быт. 1, 7). Да будут — светила на тверди небесный (ст. 14). […] о царстве растительном пишет Моисей: и рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли: и бысть тако: и изнесе земля былие травное… (Быт. 1, 11, 12). Слова эти показывают, что растения порождены из земли, но не могут означать того, что растения рождены землею, — у которой не было тогда семян; и тело человеческое, по словам Моисея, образовано из земли, но не | '''Святитель Филарет Черниговский.''' Не смотря на то, что история миробытия есть история для простых, он не забывает и ученых. В рассказе Моисея найдут обильную пищу и глубоко-ученый натуралист и мыслитель философ. Моисей предлагает чистое учение о Творце мира, какое только доступно людям и какого не найти в системах философов. У него нет ни теорий, ни системы мира. Но факты, передаваемые им в истории мира, весьма важны для натуралиста; ими могут пополняться пробелы, остающиеся в ряду самых внимательных наблюдений над природою. […] Нельзя объснить шестодневного образовния мира так, что будто только самою природою, — силами первоночально сообщенными ей, образовались все роды существ в продолжении шести периодов; […] Объяснить образование тварей действием природы, оставленной само себе — напрасный труд! Неодшевленными силами не могли быть произведены даже растения, тем более животныя, а еще более дух. Тогда Моисей напрасно бы говорил, что Бог, почил день седмый от всех дел Своих. То и другое ясно показывет, что отношение творческой силы к образуемому миру ошибочно стали бы мы понимать, если бы принимали его за одинаковое с отношением силы промыслительной, являющейся ныне в мире. По ясному изображению Моисея сам Бог непосредственным своим действием производил творения из приготовленной материи. — И рече Бог: да будет свет (Быт. 1, 13). И рече Бог: да будет твердь (Быт. 1, 7). Да будут — светила на тверди небесный (ст. 14). […] о царстве растительном пишет Моисей: и рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли: и бысть тако: и изнесе земля былие травное… (Быт. 1, 11, 12). Слова эти показывают, что растения порождены из земли, но не могут означать того, что растения рождены землею, — у которой не было тогда семян; и тело человеческое, по словам Моисея, образовано из земли, но не землею. [16, § 81. Значение повествования Моисеева о порядке творения, с. 207, 208; § 82. Порядок творения и отношение творческой силы к миру, с. 210, 211]. | ||
По теории Дарвина все роды растений и животных образовались из одной первобытной клеточки, через тысячи поколений. Но эта теория разрушается опытами и дика в своих объяснениях. | По теории Дарвина все роды растений и животных образовались из одной первобытной клеточки, через тысячи поколений. Но эта теория разрушается опытами и дика в своих объяснениях. | ||