Персонализм

Материал из patristics
Перейти к навигации Перейти к поиску

Персонализм — отрицание святоотеческого учения о сущем. Например, "личность человека" в понимании персоналистов ни есть что-либо из того на что Святые Отцы разделяли все существующее (сущее). Преп. Иоанн Дамаскин говорит, что все существующее "разделяется на сущность и привходящее" (Философские главы, 4). У персоналистов же личность человека это и не сущность и не привходящее, т. е. либо ничто, либо сверх-сущее, нечто вроде гностического эона или т. п.


Методология[править]

Преп. Анастасий Синаит говорит, что одной из причин христологической ереси монофизитов была их приверженность учению Аристотеля о лице и природе: вслед за Аристотелем они считали, что природа есть лицо. Поэтому монофизиты были уверены, что из учения о двух природах во Христе с необходимостью должен следовать вывод и о двух лицах (Путеводитель, 6.2). По такому же принципу могли выводить свои ереси ариане и савелиане ("следуя этому вздорному правилу, Арий сказал, что у Отца и Сына и Святого Духа три сущности"). В смысле подхода в целом, то же самое делают и персоналисты: вместо следования святоотеческой онтологии, они берут учение о сущем из нехристианских источников и объявляют его законным и православным.

Например, вот как пишет священник Георгий Завершинский об иудейском (!) философе-персоналисте М. Бубере: "Грандиозное экзистенциальное прозрение Бубера позволило ему выразить эту идею настолько отчетливо и ярко, что она затронула практически все направления персонализма, как в философской, так и в религиозной мысли прошлого столетия."

Ср. у преп. Анастасия Синаита: "Итак, когда к нам из толпы указанного десятирога подойдет некто, сильно упражняющийся в словах о Христе, не сразу ему будем давать заумный ответ, до тех пор, пока не расспросим его, что он мыслит о природе и каким образом ее толкует, что есть природа и что есть ипостась, что есть сущность и как он определяет лицо, и сообразно какому правилу он представляет себе род. И если он тебе привел аристотелевские и гомеровские определения и законы, говоря, что природа есть лицо, то тогда удались от него и оставь его внизу вместе с диаволом [...] и диавол не осмеливается ценить эллинскую мудрость выше учения Моисеева, пророческого, евангельского и апостольского. Итак, поскольку мы приверженцы Духа Святого, то будем проповедовать все догматы Христовы вместе со святой кафолической Церковью по преданию Ветхого и Нового Завета. Давайте будем толковать сущность, род, природу, ипостась, лицо согласно Моисею, пророкам и Евангелию, против чего никто не может возражать." (Путеводитель, 6.2)